На срочную службу он призывался в марте 1983 года. Когда за новобранцами в Самару в июне приехали «покупатели» в панамках: сердце екнуло, «Афган».
– Нас отобрали целый эшелон и отправили в Ташкент, там нас готовили три месяца и физически, и морально. Поднимались в горы, учились военной науке, разбирали автоматы. Нас даже отправляли в госпиталь, чтобы понять, насколько все серьезно, – вспоминает Тахир. – Помню день отправки, нас посадили в ТУ-154, в салоне играла классическая музыка, в иллюминаторах были бесконечные горы, командир сообщил, что пересекли границу и находимся на территории ДРА. Навсегда в памяти первое впечатление, спускаемся по трапу, а перед глазами танки, боевые вертолеты – другой мир.
Троих новобранцев – армянина, узбека и татарина определили в одну батарею противотанкового дивизиона, Тахира назначили заряжающим. В горном Афганистане воинские части были многонациональными, случалось, что призывники из бывших Советских республик даже не понимали русский язык. Радовало, что служить довелось с земляком Вячеславом Фроловым – было, о чем поговорить и на чье плечо опереться в суровых армейских буднях.
Тахир в составе своей батареи охранял дорогу Баграм-Кабул, здесь всегда в боевой готовности располагались на одинаковом расстоянии друг от друга противотанковые пушки, командиры ожидали, что может начаться наступления со стороны Пакистана. На открытой местности советские военнослужащие были как на ладони перед душманами, которые укрывались в горах. Даже там, где еще вчера была прочесана местность, они появлялись, словно призраки, из кизяр и также по колодцам уходили по километровым лабиринтам в кишлаки и в ущелья. Их не пугало, что в ответ советские танки били по координатам, выпуская друг за другом сотни залпов.
– Обстановка там была угнетающей – затылком чуяли взгляд противника, направленный с вершин гор. Но самое страшное было терять друзей, с кем еще утром сидел и завтракал, а потом они ушли на задание и к обеду их привези погибшими, – продолжает ветеран Афганистана. – Душманы, как и местное население были беспощадны, видели в нас оккупантов. Даже если солдаты заходили в кишлак, улыбались шурави, как они именовали российских солдат, в лицо, а затем могли выстрелить в спину. Это был другой мир – жестокий мир!
В одном из боевых дежурств начался обстрел колонны, доставляющей топливо к месту дислокации воинской части. Но первой целью душманов стал танк, который мог дать ответный огонь на обстрел противником из гранотомета. Тогда Тахир впервые посмотрел смерти в глаза. Первым гранотометным выстрелом был убит механик-водитель. За несколько минут до обстрела, как отвлекающий маневр на дороге показался автобус с местными жителями. Он остановился неподалеку от танка. А когда солдаты доставали обезглавленное тело товарища из боевой машины – пассажиры автобуса с ухмылками обсуждали ситуацию на своем языке. Это было жутко и страшно.
В одном из боевых заданий тягач, на котором находился Тахир Ахметвалиев с товарищами, подорвался на мине, взрывной волной ребят разбросало на десятки метров, чудом пострадавшие остались живыми. Тахиру зацепило ногу. В условиях антисанитарии и отсутствия элементарной медицинской помощи конечность стала гнить, что привело к разрыву варикозной вены. К счастью, бойца вовремя отправили в госпиталь. Но последствием того ранения стали две операции, которые пришлось сделать в Московском госпитале спустя годы и постоянно напоминающая о службе на афганской земле боль уже на протяжении сорока лет. Как и у многих участников войны в Афганистане боль от воспоминаний у Тахира Зинатовича осталась не только на сердце.
Когда после лечения в инфекционном госпитале в Джелалабаде Тахир прибыл в свою часть, узнал о гибели Славки – в декабре 1984 года машина Вячеслава Фролова подорвалась на фугасе. Когда вернулся из Афганистана, мама погибшего товарища приехала повидаться, долгие годы они общались. Но как признался воин-интернационалист, десятилетия в душе его было чувство вины за то, что он вернулся с той войны, а Славка навсегда остался девятнадцатилетним.
После службы в Афганистане Тахир устроился в родную школу учителем физкультуры. Заочно закончил исторический факультет пединститута, преподавал историю и обществознание. Сейчас является заместителем директора по учебной части Новоузеевской школы. И по сей день он помнит имена и лица ребят, с кем прошел дорогами Афганистана. О них он рассказывает часто на уроках ученикам, как о героях, которые не должны быть забытыми.

Нет комментариев