На светлое будущее его благословил родной край
В Великой Отечественной войне 93 - летний Анвар Кабиров не участвовал, но все тяготы военного времени испытал сполна.
В то время, когда его односельчане-новоибрайкинцы проливали кровь на полях сражений, пятнадцатилетний Анвар обливался потом на колхозном поле.
– Слишком поздно родился, не успел повоевать, – говорит ветеран. – Хотя, как все мои друзья, рвался на фронт. Теперь, с высоты прожитых лет, понимаю, что мы, подростки, Победу приближали здесь, в тылу.
С помощью тракториста Ибрагима Сабирова он освоил „Фордзон“, и, когда тот ушел на фронт, стал работать уже самостоятельно. Заводить допотопный трактор приходилось с помощью ремня передачи, а что это такое, сегодня не знает даже послевоенное поколение.
А Ибрагим Ядгарович Сабиров, всю войну провоевавший в качестве командира танка Т-40, вернулся с фронта живым. Отец Анвара, Галимзян Кабиров, тоже вернулся с войны – на костылях. И без ног сумел он заработать денег сыну на учебу. Осенью 1945 года Анвар поступил в ФЗО при Казанском авиационном заводе. Обучался ремеслу в цехе деревообработки.
По окончании курсов юношу в числе лучших учеников направили на мебельную фабрику Совета Министров СССР в Москву. Так родной край благословил его на светлое будущее.
Пареньку из глухой провинции доверили реставрировать дворцовую мебель Московского Кремля. Его жизнь – пример того, как самую обычную профессию можно поднять на недосягаемую высоту. Через шесть лет у Анвара уже были пятый разряд и собственное клеймо. Мастеру давали заказы на реставрирование антикварной мебели такие известные личности, как композитор Арно Бабаджанян, писатель Юрий Нагибин, поэт Роберт Рождественский, космонавт Владимир Комаров...
Известный журналист-международник Владимир Симонов подарил мастеру свою книгу “Америка. Разговор по душам“ с надписью “Анвару Кабирову-самому честному и великому краснодеревщику, творящему искусство“. Дирижер Мстислав Расторопович, и живя за океаном, не переставал переписываться с ним. Письма эти, в которых он называет его Анвар-дус, ветеран хранит и сегодня. Это – отдельная история.
Работая над восстановлением антикварной мебели у Растроповичей, мастер вдруг услышал по радио, что в Москве с гастролями находится Ильгам Шакиров, и что концерт состоится буквально через два часа. Растропович вызвался помочь мастеру. Забрав по пути его супругу Амину, дирижер сам повез Кабировых в театр. Билетов уже не было, но два он все же достал. Сам же остался за кулисами театра.
Когда концерт был окончен, Растропович, потрясенный исполнением народной песни, войдя в гримерку к Ильгаму Шакирову, произнес: – Ну,брат, ты убил меня своим «Кара урманом»....Он пригласил звезду татарской эстрады вместе супругами Кабировыми к себе.
Вскоре известный дирижер помог исполнителю выехать с концертом на первые для него зарубежные гастроли в Финляндию.
Десять лет назад, похоронив супругу, Анвар Галимзянович вернулся на родину.
– Здесь и воздух живительнее, и вода прозрачнее, и земля теплее, – объяснил он родственникам свое возвращение. – Да и что за жизнь без любимой даже в Москве? Прах супруги его, Амины, покоится тут же, на деревенском кладбище.
– Анвар - абый и в селе находит занятия по душе,– говорит Шаукат Кабиров, – с огромным интересом изучает он сегодня историю родного края и свои корни, труды известных татарских философов и историков современности.
Фото из архива.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев