Крепка фронтовая дружба, сколько весен прошло, а каждый участник войны и сегодня помнит тех, с кем довелось пройти фронтовыми верстами.
Борис Нагибин, уроженец г. Чистополя, в 90-ые годы свои военные воспоминания опубликовывал на страницах «Чистопольских известий». В них он рассказывал о боевом пути 100-й гвардейской Свирской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии (ВДД),...
Крепка фронтовая дружба, сколько весен прошло, а каждый участник войны и сегодня помнит тех, с кем довелось пройти фронтовыми верстами.
Борис Нагибин, уроженец г. Чистополя, в 90-ые годы свои военные воспоминания опубликовывал на страницах «Чистопольских известий». В них он рассказывал о боевом пути 100-й гвардейской Свирской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии (ВДД), о воинах-десантниках, прошедших до Победы огненными верстами. И в этих заметках он не единожды упоминал о нашем земляке Николае Жаркове. А совет ветеранов 100-й гвардейской ВДД выпустил памятную книгу с именами ветеранов дивизии. В ней тоже значится имя Николая Жаркова из Аксубаева.
Нашедшие благодаря книге друг друга через пятьдесят лет после окончания войны Борис Петрович и Николай Иванович - фронтовые друзья, вели переписку. И сегодня Николай Иванович бережно хранит эти письма, перечитывая их снова и снова, словно возвращаясь в военное время, переживая и ощущая вновь рядом крепкое плечо однополчанина. В своем первом письме он писал:
«Уважаемый однополчанин, Николай Иванович!
Боюсь ошибиться, но какое-то внутреннее солдатское чувство говорит, что это тот самый Николай Жарков - минометчик из минометной роты 3-го батальона 10 гвардейской воздушно-десантной бригады, сформированной в июле 1943 года в подмосковном Раменском.
В памяти остались два момента: на Карельском фронте, когда почти всю ночь пролежали в болоте, а под утро разрешили отойти на наши минометные рубежи, развести костер, обогреться. В костер угодил единственный шальной снаряд - я ушел в окоп, а у тебя вся шинель была изрешечена осколками - ты сказал тогда, что обязательно привезешь ее домой. Давай по-солдатски, на «ты», так ближе и роднее.
Вспомни, как умирал на наших глазах командир отделения Ципахин, был ранен осколком Бугров (он очень хотел, чтобы его ранило, его отец был командиром полка). Помнишь, как наш командир роты гвардии старший лейтенант К.Н. Прево так искусно организовал минометный огонь и как у одного минометного расчета (здесь же) мина разорвалась над головами, задев за ветку. При стрельбе угол поворота ствола увеличили, а ветку не заметили.
Вторым запомнившимся моментом стала служба в г. Калинине, на 14 километре, в лесу, в землянках на формировании дивизии после Карельского фронта. С фронта из минометной роты вернулись живыми двое - ты и я, желторотые сержанты. Прибыло молодое пополнение - и сразу прыжки с парашютом с аэростата. Молодые солдаты впервые увидели парашют. Мы вдвоем укладывали парашюты на всю роту, сначала старались, потом кое-как, но прыжки для новобранцев прошли успешно…
Потом - эшелон, Венгрия, город Кечкемет - 3-ий Украинский фронт…
Поводом для рассказа послужили воспоминания. Моя мама была религиозной. Она мне рассказала, что я родился в рубашке и что всю жизнь меня будет охранять ангел-хранитель… Сколько в жизни было случаев, из которых, казалось бы, не выбраться, однако, выбирался и случай с минометом один из немногих…».
К сожалению, автора письма уже нет в живых, редеют ряды ветеранов.
А Николай Иванович в здравии встречает День Победы, вспоминая о тех, с кем приближали ее на фронтах Второй мировой, снова и снова вспоминая свой фронтовой путь.
17-летним он с февраля 1943 обучался в Винницком пехотном училище, дислоцирующемся в г. Суздаль. Однако, уже в июне в училище приехала комиссия по отбору бойцов в десантную бригаду. Так Николай Иванович попал в 3-й парашютно-десантный батальон 301 полка 10 бригады ВДД, который формировался в г. Раменское под Москвой. Пройдя школу подготовки десантника, в начале июня 1944 года их отправили на Карельский фронт. Участвовал в Свирско-Петрозаводской наступательной операции по освобождению Южной Карелии, в которой был ранен и контужен. За мужество, проявленные в боях, был награжден медалью «За отвагу». Вторую медаль «За отвагу» получил за бои под Веной. Н.И. Жарков награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За взятие Вены, «За Победу над Германией».
Нет комментариев