Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Год национальных культур и традиций

В старинных селениях Аксубаевского района начались Уявы

Уяв – это обращение к силам природы с просьбой об обильных дождях и богатом урожае.

Слово «уяв» буквально означает «соблюдение».

Уяв отмечали от появления первых всходов до начала сенокоса.

Хороводы начинались обычно после празднования Николы (22 мая) и завершались на Петров день (12 июля). К празднику начинали готовиться заранее, о чем свидетельствуют слова старинной песни: «Сарă пурçăнтан сарă турăм, Уяв кунĕ çыхмашкăн» (Из желтого шелка сделала сарă (поясное вышитое женское украшение), чтоб на Уяв повязать.

... В Старом Мокшино, первый вечерний Уяв собрал все население села.

Раньше для встречи Уява молодежь отправлялась в ближайшую рощицу, располагавшуюся к востоку от селения, где до позднего вечера водила хороводы. В деревню все возвращались с «Уяв юрри» — обрядовой песней, исполняемой только в течение этого периода, и открывающей пору молодежных гуляний и хороводов.

Хороводы же в этот период водили каждый день – были еще и дневные хороводы. Вечерами же под деревом жгли костры, и вокруг них кружились несколько кругов юношей и девушек. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось. Описание этого завораживающего действа оставил в своих произведениях «Несколько лет в деревне», «В сутолоке провинциальной жизни» известный русский писатель Николай Гарин-Михайловский.

Рядом с его имением Гундоровка в Самарской губернии располагались и чувашские селения:

«…На веселом лугу кружился хоровод из молодых девушек и парней. Это было такое оригинальное пение и зрелище, какого я никогда до этого не видал…»

– В хороводных песнях выражалось благодарение животворящим силам природы, – говорит руководитель местного очага культуры Вероника Вырдина, –Считалось, что чем больше песен исполнялось на хороводах и чем громче их пели, тем легче будет сельчанам в страдную пору. Парни и девушки приглядывались друг к другу, выбирая себе будущего супруга. А осенью это знакомство обычно заканчивалось свадьбой.

С наступлением Петрова дня (Питрав) молодежные гулянья завершались. Начиналась горячая пора: сенокос, паровая пашня, уборка урожая.

Вот и в нашем селе, к счастью, живы еще бабушки, знающие и придерживающиеся традиции своего народа.

Очень важно, чтобы молодёжь и дети знали свои праздники, обычаи и традиции своего народа, а так же слушали и пели песни своих бабушек и прабабушек, ведь без прошлого нет будущего.

Фото: из архива Старомокшинского сельского клуба

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев