Прокурор Аксубаевского района рассказал о фактах коррупции и уголовных делах
Прокуратурой района в 2023 году было возбуждено 30 уголовных дел коррупционной направленности.
Как осуществляется надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и осуществляются функции прокуроров по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, в интервью с прокурором района — Эдуардом Хиразевым.
— Эдуард Рустемович, коррупция сегодня — это одна из ключевых проблем нашего общества и государства. Но большое количество правонарушений и преступлений, совершаются именно должностными лицами в ходе злоупотребления своими полномочиями?
— В целях реализации органами прокуратуры РФ Указа Президента РФ от 16.08.2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы», издан приказ Генпрокуратуры России от 15.09.2021 № 532 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы», ведомственные указания прокуратуры РТ.
Надзорная деятельность прокурора в сфере противодействия коррупции проводится по всем направлениям: и в сфере соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, и в бюджетной сфере, и в сфере защиты прав предпринимателей. Поскольку надзор прокуратуры по противодействию коррупции имеет своей целью не только защиту интересов государства и общества, но и защиту коммерческих структур, страдающих от злоупотреблений власти. Работа прокуратуры Российской Федерации направлена на создание комплексного подхода и эффективного механизма по борьбе с коррупцией не только путем осуществления мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений, но и путем разработки профилактических мер.
— Насколько успешна работа вашего ведомства в данном направлении?
— Прокуратурой Аксубаевского района РТ в сфере противодействия коррупции за 2023 год выявлено пять фактов нарушений законов, все они связаны с искажением представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными должностными лицами.
Так, при проверке соблюдения ООО «Молко» обязанности, установленной ст. 12 Закона № 273-ФЗ, было выявлено, что ООО «Молко» привлекло к трудовой деятельности Нигматуллина Р. В. на должность инспектора службы безопасности, замещавшего до 10 ноября 2020 года должность федеральной государственной службы — начальника миграционного пункта Отдела МВД России по Аксубаевскому району Республики Татарстан, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, в нарушение ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ " не направило в срок соответствующее уведомление по прежнему месту службы Нигматуллина Р. В.
Аналогичное нарушение выявлено в ООО «Частная охранная организация «Арсенал-охранные системы». По результатам проведенной проверки внесены представления, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В мировой суд судебного участка по г. Набережные Челны направлен материал проверки в отношении старшего бизнес-партнера Службы управления персоналом (ранее занимающей должность менеджера по персоналу) ООО «Хайер Индастри Рус» Старовойтовой Ю. Н. в чьих действиях усматривается состав административного правонарушения за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. По результатам рассмотрения административного материала Старовойтова Ю. Н. привлечена к административной ответственности.
— Прокуратура района осуществляет проверку всех правовых актов органов местного самоуправления, а также их проекты?
— Совершенно верно. Прокуратурой организовано их изучение с последующим составлением заключения, налажен соответствующий учет в журналах. И регулярно осуществляется мониторинг изменений федерального и республиканского законодательства, обеспечено участие в разработке муниципальных правовых актов. За год изучено 574 нормативно-правовых акта, соответственно, аналогичное количество и проектов. Был выявлен проект с коррупционными факторами — на них внесен 21 протест.
Например, в Положении о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности либо должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности либо должности главы местной администрации по контракту в муниципальном образовании утвержденного решениями Советов поселений выявлены нарушения в части 42 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», часть 8 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
— В каких сферах больше всего было выявлено коррупционных нарушений?
— В 2023 году было возбуждено 30 уголовных дел коррупционной направленности, из которых 10 направлено в суд направлено (от автора — остальные находились на стадии расследования, в настоящее время все уголовные дела направлены в суд). Основная масса дел была связана с дачей взятки должностному лицу военного комиссариата Черемшанского и Аксубаевского районов Кабидовой Е. В., в отношении которой уголовное дело по 16 эпизодам также направлено в суд.
За 2024 год прокуратурой района проведена проверка о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам в Исполнительном комитете Аксубаевского муниципального района и в Совете Аксубаевского муниципального района. Выявлено многочисленные нарушения, связанные с неполнотой отражения представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными должностными лицами. По результатам проверки на выявленные нарушения планируется внести 2 представления.
— Насколько эффективно работают правоохранительные органы района по выявлению коррупционных проявлений?
— За отчетный период 2024 года правоохранительными органами района возбуждено 4 уголовных дела в отношении должностных лиц военного комиссариата Черемшанского и Аксубаевского районов по ст. 290 УК РФ (в отношении Кабидовой Е. В.), 1 уголовное дело по ст. 291.1 УК РФ (в отношении Иштутовой Г. Ш.), 3 уголовных дела по ст. 291 ч. 3 УК РФ (в отношении Шигаповой Р. В. (2 эпизода) и Шарафутдиновой Д. С.
Противодействие коррупции может осуществляться различными способами и методами. Очевидно, что наиболее эффективному противодействию коррупции должен сопутствовать комплексный (системный) подход, под которым мы понимаем не только совокупность государственных методов, но и сочетание их с гражданскими (общественными) методами, необходима самая активная деятельность каждого гражданина страны. На первое место в данном аспекте выдвигается проблема объединения граждан для осуществления контроля над противодействием коррупции.
Однако нельзя забывать, что общественный контроль должен являться лишь вспомогательным средством, он не должен дублировать государственные функции, а лишь содействовать органам государственной власти в борьбе с коррупцией.
— Как же победить коррупцию?
— Для решения проблемы противодействия коррупции необходимо постоянно оптимально определять права, обязанности, а также режим юридической ответственности органов публичной власти и их служащих. Анализировать правовые акты на признак коррупциогенности. Разъяснять населению аморальный характер коррупции и ее пагубное последствие для общества, государства и граждан и добиваться формирования антикоррупционного правосознания. Добиваться грамотного с правовой точки зрения использования всеми служащими своих прав и обязанностей. Создавать эффективные механизмы контроля и надзора за служебной деятельностью государственных и муниципальных служащих. Добиваться соблюдения правил служебного поведения со стороны государственных и муниципальных служащих. Только мобилизация всех предложенных мер позволит свести до минимума правонарушения коррупционного характера.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют системного подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Помимо этого, как уже неоднократно отмечалось, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев