Я б в спасатели пошла…
Сегодня мы презентуем новую рубрику «Журналист меняет профессию». И открывает ее профессия «спасатель», ведь завтра в России отмечается профессиональный праздник сильных духом и мужественных ребят в погонах.
Поэтому утро накануне для меня началось в Аксубаевском пожарно-спасательном гарнизоне. Здесь все по-военному. На входе встречает дневальный и тут же докладывает обстановку по району сопровождающему меня главному спасателю района Руслану Ибляминову.
– Караул готовится к сдаче смены, поясняет главный спасатель. – У нас строго – порядок должен быть во всем: от чистоты полов (прим. автора: которые уже с утра были натерты до блеска) до оперативности реагирования и в этом нельзя выделить основное или второстепенное.
Дежурство несет караул под руководством Сергея Васюткина. В карауле «суткуют», кроме начальника еще и командир отделения Ильдар Шакиров, пожарный Риназ Галлямов, диспетчер Сергей Баглай, водители Ленар Мингаллиев и Хуснутдинов Джамиль.
Все звонки о пожарах и происшествиях стекаются в ЕДДС (Единую дежурную диспетчерскую службу) Сообщения принимаются по двум номерам 01 и 112. Можете быть уверенными: и там, и там вас услышат – на телефонах дежурят два диспетчера, готовые сразу же оценить обстановку, оперативно распределить, и направить средства для быстрого реагирования. И сегодняшняя утренняя «тишь да гладь» здесь только мнимые.
С начала календарного года на номера «01» и «112» поступило 1230 сообщений. На пожары спасатели выезжали 30 раз, на ДТП – 15 раз, на тушения мусора и сухой травы – 50 раз. Ущерб от пожаров составил более 7 мил. руб. Спасено имущества более чем на 100 миллионов.
В гаражном помещении выстроились в ряд автомобили, как поясняют две из них – боевые, одна – в резерве. Причем, если, скажем ЧП происходит в образовательном, социальном учреждениях, где сконцентрировано много людей, независимо от возгорания или простого задымления, по тревоге выезжают шесть единиц техники (в районе кроме ПЧ-102 имеются еще и ДПО и ППС).
Выясняю, что в цистерне пожарной машины 7, 5 тонн воды и в зависимости от интенсивности огня и мощности подачи ствола ее хватает лишь на 11-15 минут. Кстати, пожарная машина – это не только цистерна, у нее имеется еще три отсека для оборудования – на спасательных работах при автоаварии, пожарные рукава с брандспойтами и даже багры для разбора пожарища.
А что бывает, когда в районе все спокойно? – интересуюсь, стараясь не обидеть бытующей в народе поговоркой «кто много спит – в пожарные готовится». Но главный спасатель «раскусил» меня сразу: не спим, улыбается – вот… Прямо на входе – режим дня спасателей, расписан по минутам, на 24 часа, четкий график приема дежурства, обучения, тренировочных занятий, приема пищи.
Начальник караула показывает мне свои конспекты, шутя при этом, что даже в школе столько не писал – лекции по оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре, последовательность действий при автоаварии и прочее. Лекции читает и сам начальник гарнизона, и начальники караула, и командиры отделения. Здесь есть даже помещение, отведенное под учебный класс.
Мне показали еще одно помещение, специальную камеру-лабиринт, где отрабатывается «задымление», создаются условия, как при тушении пожара, причем в камеру проходят в полной боевой экипировке и защитной маске.
Один из спасателей показал и рассказал, как пользоваться кислородной маской. Кстати, у каждой маски – свой хозяин и в специальном шкафу рядом с сумкой, в которую ее «пакуют», лежит паспорт на «изделие» с указанием дат проверки. Все строго, иначе цена одной «не проверки» может стоит кому-то из спасателей жизни. Здесь же и кислородные баллоны – каждый «сертифицирован» и тоже имеет свой паспорт.
В огонь на пожаре принято заходить по трое, кислорода хватает в целом на пятнадцать минут, поэтому спасателей снаружи «страхует» четвертый. Когда уровень кислорода становится критическим, подается сигнал – экстренно покинуть опасную зону. К тому же у каждого рация.
Как оказалось, в отдельном журнале фиксируются даты и время применения масок на пожаре. А если во время тренировочных учений у спасателя при отработке в маске поднимается давление или учащается пульс – это повод даже для дисквалификации. Ведь чрезвычайные ситуации ошибок не прощают, тем более физически не подготовленным.
Вот почему в режиме дня спасателя – занятия разными видами спорта, ведь спасатель должен и людей из огня вынести и завалы пожарища разобрать самостоятельно. Смотрю на свои бицепсы: «явно не спасатель»!
Снова спускаемся в помещение гаража: сдающие смену натирают до блеска автомобили? И, видя, как я озираюсь по сторонам, интересуются: спусковой столб ищете? Его у нас нет!
– На самом-то деле было бы неплохо, чтобы он был, – говорит Руслан Минасхатович, – для более оперативного спуска на первый этаж, но здание построено в 1993 году и проектом он не предусмотрен.
В помещении гаража на специальных стеллажах лежит боевая форма и каски с защитными стеклами. Моя миссия облачиться в одежду спасателя и примерить вес кислородного баллона.
– А есть у вас поверья, такие, как женщина на корабле – к несчастью? – интересуюсь у караула. На что тут же следует ответ: спасатель – работа мужская, женщины не должны рисковать своей жизнью ради спасения других, у них иное предназначение – растить детей и ждать мужей с работы.
В широкие и не по размеру большие штаны боевой формы я влезаю прямо с берцами (наконец то они подходят к моему наряду!), мне тут же натягивают подтяжки и предлагают надеть под каску подшлемник и примерить бушлат. Кстати, он и есть куртка спасателя, которая застегивается по принципу «карабина».
– А вода через одежду не проникает? – спрашиваю у ребят.
– Нет, но температура на пожаре такая, что промокаешь изнутри, – отвечают они почти хором.
Хотя немного и лукавят, ведь в зимнее время одежда после пожара стоит «колом».
– Вы после пожара болеете? – следует мой вопрос.
– А у нас болеть нельзя, – поясняет главный спасатель, в карауле семь человек, если одного нет – значит, тыл уже не прикрыт.
К 7.45 собирается заступающий караул, они удивлены, что на дежурстве с ними «новенький», да еще и женщина. Вместе со всеми заступаю на развод.
Сдающий караул докладывает о спокойном дежурстве.
И тут прозвучал учебный сигнал тревоги. Сколько же минут потребуется спасателям, чтобы облачиться в форму и выехать на ЧП – мелькает в голове, и я едва успеваю выбежать в гаражные ворота в своем новом обличье – форме, которая весит пять килограмм и с семикилограммовым баллоном за спиной, чтобы успеть сделать очередной кадр (мне то помогли одеться!).
Первым выбегает сам начальник пожарно-спасательного гарнизона. Это тоже неудивительно, пожарная часть расположена в жилом массиве, пожарные несутся по главным улицам поселка, и впереди всегда наблюдаешь автомобиль главного спасателя.
– 48 секунд – не без гордости показывает мне секундомер на телефоне начальник гарнизона Руслан Ибляминов.
А спасатели уже в «деле», демонстрируют мне оборудование для работы на автоаварии, запускают генератор и гидравлические ножницы «перекусывают» 18 миллиметровую арматуру за секунды. Еще одно «внеплановое» учение отработано.
И напоследок я не могла не узнать, а как же принимают новеньких спасателей в свои ряды: окунают в цистерну? Оказалось, с первым боевым крещением на пожаре (!) и обливанием после него водой из пожарного рукава.
…А на улице мягко подал снег, Аксубаево уже спешило на работу. Возвращаюсьв редакцию и я с одним желанием – примерить на себе еще и другую профессию, не подскажете: какую?
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев