Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Выходец из Аксубаевского района помнит встречи с великим татарским поэтом

Уроженец деревни Старая Киреметь Равиль Салиев проживает в Высокогорском районе.

Он с родителями уехал из района еще в детскиегоды, выучился, стал педагогом, много лет работал директором школы.

Как признался наш земляк, ему дорого все, что связано с историей малой родины. О Старой Киремети он выпустил 2 книги: «Иске Кармәт авылы тарихы» («История села Старая Киреметь») 2017 г. и его продолжение «Эметнең чиге юк» («У надежды нет границ») 2018 г. В этом материале Равиль Салиев делится воспоминаниями о встрече с дорогим односельчанином Хасаном Туфаном.

"Я видел Хасана Туфана

В 1970 году я поступил в Казанский государственный педагогический институт. И только на 4 курсе мне дали место в общежитие, которое находилось на улице Товарищеская. В комнате, где я жил, на стену я повесил фотографию известного татарского поэта Хасана Туфана, где он снят со своими земляками Зуфаром Салиевым (моим отцом) и Шамилем Хасаншиным. Эта фотография была самым ценным, что принадлежало мне в этой комнате, все остальные вещи, разумеется, кроме койки и тумбочки были предназначены для общего пользования. Этой фотографией я очень дорожил, она из семейного фотоальбома и, по словам моего отца, снимок был сделан в 1970 году.

Зуфар Салиев, Шамиль Хасаншин с Хасан Туфаном. Июль 1970 г. Казань / фото из семейного архива Равиля Салиева

В 2000 году к 100-летию со дня рождения Х.Туфана популярная писательница, теперь уже лауреат Тукаевской премии Набира Гиматдинова и известный татарский писатель Рабит Батулла выпустили две уникальные книги. Первая книга – «Приветствую тебя, жизнь!..» (“Сәлам сиңа, тормыш!..”) – Набиры Гиматдиновой, вторая – «Туфан» – Рабита Батуллы. В обеих книгах имеется эта фотография, а Рабит Батулла прямо указывает, что использовал фотографии из архива З.Салиева. Этот снимок я увидел и в книге «Надо согреть сердце» (“Бәйлисе бар йөрәкне”) автором которой является журналист и общественный деятель Роза Туфитуллова.

Летом, когда студенты разъехались кто куда, я эту фотографию увез домой – боялся потерять. Осенью, когда начались учебные занятия в институте, я вновь повесил её на прежнее место. Все, кто заходил в нашу комнату, обращали внимание на это фото, а поэт их встречал добрым и задумчивым взглядом…

Однажды мой друг-однокурсник Фархат Валиуллин (он родом из села Старое Кадеево Черемшанского района) спросил меня:

– Равиль, кем тебе приходится Х.Туфан?

– Как кем? Он же мой земляк! – ответил я.

– Погоди, погоди, ты же мой земляк, а Х.Туфан из Аксубаевского района. Что-то концы у тебя не сходятся.

– Мы еще были и соседями, дом поэта и дом, в котором родился мой отец, а позднее и я, находились рядом на одной улице. На этой улице в детстве с ватагой ребят играл и Х.Туфан, и мой отец, и я, каждый в свое время, – уточнил я, стараясь убедить друга.

– Равиль, покажи свой паспорт? – не отставал от меня Фархат.

Я показываю страницу документа, где написано, что место моего рождения – село Старая Киреметь Аксубаевского района.

– Вот так, друг! Поверил?

Фархата не так легко убедить в чем-то, и он снова:

– А ты видел самого поэта, когда-нибудь?

– Нет, не приходилось, – признался я.

– Прямо как в сказке. Жили рядом, а друг друга в глаза не видели. Странно как-то, – сокрушался мой друг…

Все просто. Как известно Х.Туфан появился на свет в 1900 году, на рубеже XIX и XX века и уехал из Киремети в 14 лет. Мой отец родился в 1924, а я – 1952 году. Когда мои родители уехали из Киремети, мне было всего 8 лет. Не пришлось мне увидеть поэта на родной земле. Он целых 56 лет не приезжал сюда, тому были веские причины. Об этих причинах и о том, что поэт не вычеркивал Киреметь из своего сердца, мой отец рассказал и Набире Гиматдиновой, и Рабиту Батулле...

И все же мне посчастливилось увидеть поэта в Казани.

В 1975 году (конец июня) я получил долгожданный диплом, и через пару дней после выпускного вечера отправился на железнодорожный вокзал. В кассе без проблем купил билет на поезд Казань-Уфа (через Ульяновск). В те годы этим поездом я добирался до станции Шентала, дальше, на чем повезет, попадал в Черемшан, а оттуда только на попутках в Нижнюю Каменку.

И так, билет у меня в кармане, а времени до отправления поезда хоть отбавляй. Что делать? Пешком потопал на Центральный (Колхозный) рынок, что рукой подать от вокзала. Там было все, что угодно.

Хожу по рядам, где узбеки торгуют.

Спрашиваю:

– Почём у вас урюк?

– Сейчас, сейчас вот только мужчину отпущу.

В этот момент кто-то:

–Хасан абый, хватит уж. Пойдем, опоздаем же.

Я невольно поднимаю голову и вижу человека точь-в-точь похожего на поэта, фотография которого висела в моей студенческой комнате. Я от удивления даже забыл, что собирался купить урюк.

Продавец не хочет меня отпускать и сладким голосом:

– Егет, урюк ал инде, бушка бирәм.

– Не до урюка мне, абый...

Слышу, женщины шепчутся:

– Это же поэт Хасан Туфан, он часто сюда наведывается. Ходай аңа ярдәм итсен...

У меня от сомнений не осталось и следа. Я увидел своего знаменитого земляка, вот только что сейчас. И пока я размышлял, что мне делать дальше, Хасан абый и его спутник потерялись из виду. Не успел я сказать своему земляку и пару слов. Эх! Смелости мне не хватило. Укоряя себя в нерешительности, я выбежал с рынка и среди толпы вновь увидел Хасан абый, а он ровной походкой шагал в сторону улицы Баумана. Минут 5–10 шел я рядом с ним. Он не раз оборачивался и улыбался, глядя в мою сторону. Откуда же ему знать, что рядом в двух шагах от него идет его земляк и сосед. Не мог он этого знать. У входных дверей Дома Печати Хасан абый еще раз повернулся ко мне и, широко по-детски улыбаясь, спросил:

– Ты тоже сюда? Заходи, заходи.

– Хасан абый, я на поезд спешу...

Он мне не сказал «прощай», он подарил мне свою улыбку."

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев