Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Старая Киреметь: история в лицах

На нашем сайте уже публиковались статьи уроженца села Старая Киреметь Аксубаевского района Равиля Салиева. В них все то, что дорого автору – история его родной деревни, дорогих сердцу односельчан. Автор предложил еще один рассказ. связанный с историей малой родины.

Рассказала Лейля апа Ахметова:

«Я, Лейла Ахметова, дочь первого указного муллы села Старая Киреметь имам-хатыба Хасанжана Ахмерова,* хочу рассказать о трагических судьбах Хатиры и Файрузы – сестер моей матери Нагимы, а также о трудной судьбе её племянника Масхута. Эта семейная история в нашем роду передаётся из поколения в поколение.

Хатира была дочерью моего дедушки Гайнетдина Гайнуллина от первого брака. Дедушка был главой большой семьи, от двух браков у него было 11 детей. (На фото: дочь первого имама-хатыба села Старая Киреметь Аксубаевского района Х.Ахмерова Лейла апа в гостях у супругов Равиля и Сазиды Салиевых. 2017). Дети от 1-го брака: Гайфетдин, Нуретдин, Гилязетдин, Хисами, Нурижамал и Хатира. Дети от 2-го брака: Гылюм, Минхач, Файруза, Кашифа и моя мама Нагима. Моя бабушка – Махижамал эби была второй женой, она вышла замуж за Гайнетдина бабай, по моим расчётам, где-то в 1879–1880 годы. В деревне Гайнетдин бабай был в числе уважаемых и состоятельных людей, у него была мельница и магазин. Гайнетдин бабай зажиточностью не гордился, при случае старался помочь нуждающимся.

Представьте себе, дети растут и по очереди съезжают из отчего гнезда, получив свою долю. Дети же, как птицы. Они улетают из родного гнезда, чтоб построить собственное счастье. И вот, настала очередь Хатиры, младшей дочери от первого брака. Хатира мечтает о счастливой судьбе и, несмотря на строгие правила, она тайно встречается с молодым юношей из многодетной и бедной семьи – Зарифом Губайдуллиным. Когда молодые не находили возможности украдкой встречаться, они писали друг другу записки. В качестве курьеров охотно выступали их младшие братья с каждой стороны, они умело хранили тайну молодых. Родители ни о чём не догадывались. Постепенно дружеское общение молодых переросло в серьезные отношения. Любящая пара мечтает создать семью, они думают о будущем. Но как построить своё счастье? Его же не построишь украдкой? Молодые понимали, что родители когда-то прознают об их отношениях. Где-где, а в деревне всегда найдутся люди охочие до чужих секретов. Тайные встречи молодых долго продолжаться не могли. Уже поползли по деревне первые слухи. Влюблённые призадумались, стали искать выход из создавшего положения. Недолго думая, Хатира предлагает Зарифу, чтобы его родители пошли к её родителям свататься – просить её руки для сына. Без родительского благословения Хатира не могла выйти замуж, её с детства учили ценить родительское слово. В конце XIX начале XX века существовали три основные формы брака у татар: добровольный уход девушки, по сватовству (основная форма) и похищение невесты. В основном и похищение, и добровольный уход девушки к жениху осуждались общественным мнением, поэтому такие формы брака все-таки были редкостью. И всё же случалось, что девушки добровольно уходили из родительского гнезда к избраннику. Конечно, такое бывало не так часто, только когда родители категорически отказывали выдать свою дочь за любимого, и тогда девушка решалась на крайний поступок. Конечно, родители возмущались, что молодые не считаются с их мнением. Однако, в противном случае дочь считалась опозоренной и приходилось вести переговоры о браке. Но свадьбу не проводили. Родители жениха выплачивали небольшой выкуп, а официальную часть бракосочетания проводили в своём доме. После такой свадьбы родители не общались с дочерью и отказывали в приданом, но с рождением первенца, как правило, примирялись. Обычно добровольные уходы случались в зажиточных семьях, а вот среди малоимущих крестьян практиковались инсценировки подобного ухода, чтобы как-то избежать неподъёмных расходов на свадьбу. Кража невест в Старой Киремети тоже имело место, но это происходило в большинстве случаев с согласия невесты и ее родителей.

Для суженной Зарифа было приемлемо только сватовство. Других вариантов она не признавала. У жениха был один выход – уговорить родителей идти свататься. И вот, уже на следующий день Губайдулла бабай со своей старушкой отправились в дом невесты.

«Примут ли нас? У нашего сына кроме тюбетейки к свадьбе ничего нет», – говорит он своей жене. Жена в ответ шепчет молитву: «Бисмил-ләәһир-рахмәәнир-рахиим. Куль әгүзе бираббин–нәәс. Мәликин–нәәс. Миң шәририл–вәсвәәсил–ханнәәс. Әлләзии йүвәсвисү фии содүрин–нәәс. Минәл җиннәти вән–нәәс». Супруги надеются, что родители невесты дадут свое согласие на предстоящий брак дочери с Зарифом. Не зря же они так старательно озирались по сторонам. Аллага шөкер в пути никого не встретили с пустыми ведрами, иначе им пришлось бы отложить сватовство на другой день, разумеется кроме вторника...

Гайнетдин бабай встретил нежданных гостей во дворе своей усадьбы и, как гостеприимный хозяин, пригласил их в дом. После чтения молитвы (дога укып алгач) Губайдулла бабай еле слышным голосом начал говорить, что в соответствии с повелением Аллаха пришли просить руки Хатиры для сына. Мой дедушка, наконец, понял цель визита гостей. Разводя руки в стороны, он сказал совсем немного: «Добрые люди, вы ведь не по адресу пришли, мы не можем дать согласия. Наша дочь не сможет жить в ваших условиях. Извините уж».

После такого ответа говорить было не о чём. Сваты так и не попив чая, отправились домой. Ну, а дальше эта история переходит в совсем другое русло. Оказывается, один из братьев Хатиры умудрился подслушать разговор взрослых, и он быстро донёс сестре все подробности. Хатира приняла решение поговорить с отцом с глазу на глаз: «Папа, знай, я выйду замуж только за Зарифа, мне никто другой не нужен. Да, он бедный, но это можно поправить, бедность не причина, чтобы нас разлучить. Почему ты сыновьям помогаешь вить свои гнёзда? Я же тоже твоя дочь, где моя доля? Дай мне её, и мы тоже заживём». Такого разговора с дочерью Гайнетдин бабай не ожидал. Наш дед был рассудительным, подумав, он сказал: «Ты права, доченька. Надо вернуть гостей, они ещё не успели уйти далеко». Братья быстро побежали за сватами, их долго уговаривать не пришлось. Когда Губайдуллины вернулись, у хозяев все было готово к встрече дорогих гостей: стол был уже накрыт и самовар вскипел. За чаем Гайнетдин бабай предлагает сватам свою помощь. На следующий же день Зариф получает список, что необходимо купить жениху в качестве приданого невесте. Чтобы решить свадебные проблемы жениха, загружают телегу зерном и ещё много чем, чтобы на базаре в г. Чистополе превратить это добро в деньги. Тем временем обе стороны объявляют о свадьбе Зарифа и Хатиры. Все берутся за дело, Зариф удачно съездил на базар, заказы выполнил, хорошие деньги привёз. Вскоре молодые поженились, сыграли свадьбу, им сообща построили дом. Со временем и Губайдулла бабай при помощи повзрослевших сыновей укрепил свое хозяйство, построил новый дом. Он стал одним из зажиточных людей села, Вот что пишет уважаемый Салих абый Ахметшин в своих воспоминаниях: «Сали, Мухутдин, Губайдулла, Абдулвали были зажиточными жителями села. Губайдулла бабай брал в аренду землю и засевал её. У него была ветряная мельница, где он работал вместе с сыновьями, также у него была конная жатка»… Чтобы стать зажиточными, Губайдуллиным пришлось ой как попотеть и изрядно потрудиться. Сука белән алар күп җафа чиккәннәр.

У молодожёнов рождается сын. Но, к сожалению, счастью Зарифа и Хатиры не суждено было долго продлиться. Вскоре Хатира серьёзно заболевает и года через три умирает. Перед смертью она просит свою сестру Файрузу выйти замуж за Зарифа и беречь сынишку. Сестричка не смогла отказать тяжело больной Хатире в её просьбе и согласилась. Так она стала женой Зарифа, но не пришлось ей долго ухаживать за малышом, он вскоре ушёл за мамочкой. Урыннары оҗмаһта булсын!

Файруза была хорошей женой Зарифу. Проходят годы. У супругов уже пятеро детей: Муршида, Маскура, Махфума, Масхут и Зуфар. Дети живут в мире и достатке, старшие учатся в Казани.

Однажды Зариф куда-то уехал по делам, и в его отсутствие в доме случился пожар (1914–1916 годы). Файруза была дома с тремя младшими детьми. Пожар случился так неожиданно, что не успели даже понять, что к чему. Мать делала все возможное, чтобы спасти детей, но к двери нельзя было и близко подойти, тогда мама выбила окно и выбросила детей во двор. Файрузе чудом удалось спасти детей, но, к сожалению, сама она погибла. Урыны оҗмаһта булсын! После пожара детей забрала к себе Махижамал эби, так они какое-то время прожили с ней, затем ребят определили в детский дом.

1921 год – голодный год. Зуфар умирает в детдоме. Урыны оҗмахта булсын! Масхут выживает, голод заставляет его красть в детдоме, что под руку попадёт. Так он подкрепляется. После очередной кражи, он отправляется на базар, чтобы продать постельное белье, но ему не повезло. Внезапно его кто-то хватает за руку с поличным. Этим кто-то был мой отец Хасанжан Ахмеров. Отец повёл Масхуда в детдом, объяснил родственные отношения и попросил разрешения забрать его с собой в деревню на каникулы. Отцу ещё не раз приходилось забирать Масхута в гости в свою семью и привозить обратно в детдом...

В 1988 году я была в деревне Старая Киреметь, приехала из г. Душанбе навестить двоюродных сестер: Хадичу, Нафису, Фаризу и Розу. Вместе были в музее Хасана Туфана, где нашему отцу выделен уголок, как первому учителю поэта. Также посетили кладбище, где покоятся мои многочисленные родственники. Обратно домой у меня был билет на самолёт из Казани в Душамбе. Сестры меня проводили с почестями, а в Казани меня встретил Масхут абый. Он очень благодарил моих родителей за помощь и поддержку в самые трудные периоды жизни. Эта была наша последняя встреча. В 1993 году Масхут абый не стало. Урыны оҗмахта булсын!

Равиль, вот такая судьба у моих близких родственников. Ходай язмасын мондый язмышларны күрергә!»

Мулла Хасажан Ахмеров родился в 1874 году в деревне Абдреево Новомалыклинского района Ульяновской области. Он первый учитель Хасана Туфана, первым в деревне открыл медресе и мечеть (1906 г.), превратил свой дом в библиотеку и открыл ее для жителей деревни Старая Киреметь, занимался просветительством. В течение 27 лет верой и правдой служил жителям Старой Киремети. 1926–1930 годы сидел в Чистопольской тюрьме как «враг народа». Х.Ахмеров является автором книги «Воспоминания», которую написал в 1945–1946 годах, будучи 72-летним стариком, 55 лет спустя после событий, о которых он пишет. Умер в г. Душанбе 1955 году.

 

Со слов Лейли апа Ахметовой записал Равиль Салиев. 12.07.2018 г.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев