Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Роза Камиловна раскрыла тайну ридикюля

Розу Камиловну я знаю со школьной скамьи, мы учились вместе в средней школе в Аксубаеве, в 9-11 классах, жили в одной комнате в интернате.

Она была родом из Нового Демкина, я – из Старой Киремети. Мы дружили с ней. Уже тогда она была настойчивая и простая, душой болела за любое дело, всегда доводила начатое до конца. В 1985 году наши пути вновь сошлись.

Я работала председателем сельсовета, она – возглавляла татарскую дубляжную газету «Авыл таннары». В это время у нас, в Старой Киремети, планировался новый комплекс, где бы разместились сельсовет, клуб, медпункт. На тот момент все существующие здания были практически непригодны для работы и нахождения в них людей.

Об этом я выступила на сессии райсовета. И в голову пришла мысль: а может быть, если построят это здание, в каком-то углу разместить комнату под музей Хасана Туфана? На тот момент он был только реабилитирован. Когда мы учились в школе, о нем нельзя было говорить, все стихотворения, книги его были изъяты. А Роза работала в редакции и знала многое. В узком кругу о нем все же говорили. Идеей я поделилась с Розой. Она предупредительно решила, что вначале нужно открыть просто сельский музей. Мы смогли это сделать – открыли музей в маленькой комнате, в новом здании комплекса. И стали готовиться к 90-летию Туфана.

Роза Камиловна стала инициатором масштабных мероприятий к этой дате. Мы даже сделали экспозицию памяти поэта из подручных материалов. А накануне юбилея несколько раз были в Казани. В столицу ездили с целью раздобыть какую-то информацию о Хасана Туфане и навестить его дочь, не зная даже адреса.

Роза повела меня к Набире Гиматдиновой, они были подругами. Она встретила нас тепло, мы переночевали у нее, и все втроем отправились к Гульгене Хасановне. Разговор получился долгим – мы обозначили цель визита, акцентировав внимание на юбилее. О Хасане Туфане тогда услышали всю правду из первых уст. Шла речь и о личных вещах. Кое-что Гульгена за несколько наших визитов к ней передала в дар, они заняли достойное место среди экспонатов музея, а об остальном сказала кратко: «После меня заберете».

На 90-летие приехали писатели Туфан Миннуллин, Марсель Галиев, Газиз Кашапов и дочь Хасана Туфана. Вначале провели торжество в музее, сельском клубе. А затем – на районной сцене, с участием гостей из республики, учащихся образовательных школ.  

Роза Камиловна и Альбина Зартдинова (педагог Новоузеевской школы) написали трогательный сценарий. Так район узнал имя своего земляка, многие в зале плакали. Вскоре после юбилея мы услышали, что умерла Гульгена. Роза Камиловна решила, что нам нужно ехать забрать обещанное, иначе экспонаты могут «уйти» в республиканские музеи. В квартире нас встретил внук Хасана Туфана – Тимур. Обозначив цель приезда, мы были намерены заглянуть в шкаф в конце коридора, о существовании знали в предыдущие визиты. В пыльном шкафу, кроме книг поэта и другой литературы хранилась история семьи Туфана, в том числе и подаренный им жене – Луизе Салиасгаровой, ридикюль.

Когда Хасан Туфан находился в местах лишения свободы, его жена не отчаялась, а стала поддерживать мужа. Она не беспокоила его плохими новостями – за это время она лишилась работы, маленький сын Идегай – умер, а сама Луиза вынуждена была сдавать кровь, чтобы посылать посылки с провизией мужу. И не дождалась. Тайну ридикюля раскрыла именно Роза Камиловна. Она, изучив ночью после возвращения из Казани истленные временем бумаги, что были в нем, восстановила историю жизни

Луизы без Туфана – в ридикюле Луиза сохранила бесчисленные квитанции о сдаче крови, о завышенных ценах за коммунальные услуги и много других документальных данных.

Внук разрешил нам забрать шкаф. Но наш взгляд упал и на большое зеркало в коридоре. Отдать его Тимур тоже был не против, но с условием, что взамен ему купим зеркало, чтобы было куда смотреться. Я осталась в квартире, а Роза поехала в Министерство культуры – просить денег на зеркало. Она думала, что ей помогут и мы обменяем ценный для нас экспонат на ширпотребовское зеркало. Был период безденежья, да и вопросы такие, конечно же, на ходу не решались, да и кто бы простой сельской женщине просто так разом выдал деньги. Роза была очень умной и мудрой, ради себя она бы не стала просить, но ради памяти Туфана пошла и на это. Но безрезультатно.

Забрать мы смогли только рамку, которая простояла в музее за шкафом до 2000 года – под ее размер мы долго не могли найти зеркало.

Рушания Минханова, первый директор музея.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев