Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

История возникновения села Старая Киреметь Аксубаевского района

Мы продолжаем публикацию исследовательской работы нашего земляка Равиля Салиева об образовании деревни Старая Киреметь.

В этой части автор уделяет большое внимание истоическому камню, найденному на территории деревни. "Старокиреметское надгробие

Одинокое надгробие многие века хранит свою тайну. Имени человека, которому воздвигнут этот памятник, в деревне не знает никто. Наверняка, это был очень уважаемый или даже святой человек. Жители Старой Киремети считают, что Старокиреметское надгробие – это могила древнего татарского воина, погибшего в жестоком бою с врагами. Тогда почему усопшего по мусульманской традиции не увезли на родовое кладбище, а похоронили в чужих краях? Люди всегда останавливаются, увидев это надгробие, и долго читают суры из Корана. Среди жителей деревни распространено мнение, что мольбы возле этого надгробия лучше принимаются Аллахом. По словам старожилов, жители Старой Киремети никогда не слышали и не считали, что это место когда-то было кладбищем, где хоронили умерших жителей деревни. Почему же жители Старой Киремети хотя и почитают эту могилу, но считают её «чужой», а не своей? Мне кажется, этому есть простое объяснение. Известный ученый-историк Нурулла Гариф считает: «Ул – зират булырга тиеш. Бүтән җирдә дә бер, яисә ике генә таш торган урыннар бар, әмма, алар барысы да зиратлар. Авыл кешеләре аларны үзләренеке дип санамауларының сәбәбе – чөнки хәзерге авыл кешеләре – алар барысы да «пришлыйлар» («чужойлар»). Әлеге зират атамасы шушы авылга Иске Кирмәт – Иске зират мәгьнәсендә атама биргән дә инде. Тарихчылар бу чорны яхшы белә». 

Это время в русских источниках получило название «Великая замятня». Во времена «Великой замятни» происходили междоусобные войны. С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменился не один десяток ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. И Аксак Тимур прошёл войной в этих краях, также прошли Токтамыш и Идегэй. Местное население края спряталось, кто куда или же мигрировало в более благополучные регионы – Предкамье и Предволжье. В одно время эти края совершенно опустели. «Пустоши» возникли и в XVI и начале XVII вв. Все они являются бывшими жилыми поселениями, опустевшими в основном в ходе Казанской войны 1552–1556 гг. Почти все они в течение XVII в. были заселены заново. Когда эти места начали заново заселяться, могильные надгробия ещё сохранились. Кругом было печальное зрелище: старые кладбища, «порожняя земля» и «пустоши». Название Старая Киреметь было дано вновь прибывшими на эти пустоши жителями, так как они поселились рядом со старым кладбищем. В прошлом названия никогда не давались случайно. Старожилы все еще помнят, что в разных частях деревни, когда-то были еще две старые могилы (одна из них, по преданию, золотоордынского периода). Когда-то у этих могил были каменные надгробия, но в деревне никто не мог прочесть, что написано на этих камнях, так как время наложило на них свой отпечаток. 

В настоящее время от этих надгробий, а также от старого кладбища не осталось и следа. Но расположение старого кладбища указано в плане деревни. Съёмка 1857 года [НА РТ. Ф. 324. Оп 735. Ед. хр. 1154. Л. 3]. В годы воинствующего атеизма эти могилы и кладбище вспахали под картофельные огороды. Огороды вспахали, но по утверждению тех же старожилов урожай всегда был скудным…

Мне так и хочется сказать, что Старокиреметское надгробие – это паспорт давнего прошлого Старой Киремети. Рядом с этим кладбищем должно быть и древнее поселение. Возможно, однажды мы узнаем тайну этого надгробия и найдем это поселение. Эта тайна уже начинает открываться…

Одна из известных легенд основания Старой Киремети как раз связана с политикой насильственной христианизации. В 1552 году Иван Грозный штурмом взял Казань и начал крестить всех татар. Мусульманское население бежало куда глаза глядят, от произвола русской администрации и политики насильственной христианизации. Самым первым на место нынешней деревни пришел человек по имени Карый Оммят с 18 детьми, он облюбовал эти места и решил превратить эту землю в цветущий сад. В то время здесь была глухая тайга. Они прочистили, прорубили дремучий лес, и на этом месте начали жить. Со временем тут образовалась деревня, которую назвали его именем. Это название постепенно превратилось в Киреметь (Кармят). Посередине деревни текла небольшая река Киреметь (Карый Оммят – Кармят – Киреметь), она была глубокая, и сюда прилетало много лебедей. Вот поп дошел и до Киремети и окрестил всю деревню, но какая-то часть жителей сумела скрыться. Так в деревне появилась Олы и Кече ара. Кече ара – это те, которых окрестили, Олы ара, которые скрывались и избежали крещения. Но, тем не менее, крещённые жили, как и раньше: в церковь не ходили, не венчались, держались мусульманской веры.

Эта легенда путем устной передачи переходила из поколения в поколение. Каждый житель деревни, и стар, и млад, хорошо знает ее содержание. Интернет также полон этой легендой, на его безграничных просторах в эту легенду каким-то образом вкралась ошибка. На многих сайтах, где упоминается легенда, написали, что в 1555 году Иван Грозный взял Казань и начал крестить всех татар. Удивляет, что никто не потрудился исправить досадную ошибку (известно, войска Ивана Грозного взяли Казань в 1552 году). По рассказам Салих бабая Ахметшина в 1925 году, когда он учился, в Чистопольском педагогическом техникуме, им задали домашнее задание: написать историю своей деревни. В то время в деревне жил 90-летний Нафигулла (Няпи) бабай. Вот к нему он и обратился. Нафигулла бабай 15 лет служил в солдатах и ходил он, как под музыку марша. При разговоре вставлял русские слова, был очень интересным собеседником. Вот этот почтенный Нафигулла бабай и рассказал молодому студенту красивую легенду основания деревни. Салих Ахметшин очень внимательно слушал деревенского аксакала и по ходу все записывал в тетрадь. Его записи и по сей день являются одним из источников информации по истории села Старая Киреметь.

Следует также отметить, что он составил более 100 родословных древа жителей села с охватом в несколько поколений. Күрәсең, ул бик акыллы кеше булган, урыны оҗмахта булсын! Мне кажется, в этой красивой легенде поэтическая декоративность заслоняет исторические факты. Думаю, что в легенде часть истории Старой Киремети изложена не совсем достоверно. Факты и документы говорят о другом. Чтобы убедиться в этом, продолжим «углубление» вглубь веков. Возможно, Карый Оммят и его дети жили в нашей деревне. Никто у них не отбирает право на жительство, у них бессрочная прописка, но они не являются отцами-основателями нашей деревни. Лучше всего надо читать эту легенду между строк! Посудите сами. Со времени появления легендарного Карый Оммята в деревне Киреметь до ландратской переписи прошло 164 года. В переписи 1716 года впервые в исторических документах упоминается деревня Киреметь с татарским населением. Перепись начинается со слов: Закамской стороны Киреметь мурзы. В переписи черным по белому написано, что в деревне Кереметь жило: пятьдесят четыре человека, в том числе женатых – двадцать два, холостых – тридцать два. Пятьдесят три человека, в том числе вдовы – шесть, мужатых жен двадцать четыре человека, девок – двадцать три. Всего мужеска и женска полу сто семь человек [РГАДА. Ф 350. Оп. 1. Ед. хр. 158. Л. 126–128]. Выходит, переписчики-ландраты проявили скупость?

В переписи 1716 года в деревне Кереметъ я сосчитал, что только у трех братьев Мамаделеевых сынов князя Мансыревых в семействах было 20 человек. Мардяш мурза Мамаделеев сын князь Мансырев 50, его жена Янайка Нуркина 50, дети уразай 10, Мустай 5. Дочь девка Гульбичка 4. Да на том дворе в особой избе зять его Курманай Сулейманов 30, сын Милюк 5 лет, дочь Адамсалтанайка году. Адар мурза Мамаделеев сын князь Мансырев 40, у него жена Гульназачка Имаева 30, дети Ибрай 10, Смаил году, дочери девки Казычка 10, Шарбанка 5, пасынок Мансур Усманов 12. Да в особой избе брат его родной Таберка 35. У него жена Гульчарперка Кармышева 30, дочери девки Ураздавлетка 5, Зеняпка 3, да приемыш Степан Ишбулдин 20 лет… Далее в переписи перечисляются татары – жители Старой Киремети Их 87 человек. Кстати, как видим, у Мардяша и Адара Мамаделеевых указаны их мурзинское достоинство, а у их родного брата Таберки оно не указано, и ссылки на фамилию Мансырев уже нет. То есть, утрачена связь с более глубоким достоинством. Дети Мардяша и Адара тоже без приставок «мурзы». Но их потомки свое достоинство доказывали уже к концу века. Порассуждать здесь можно много. Отмечу только, что в Ландратской переписи возрасты жителей Киремети указаны прописью. Я решил их показать для удобства цифрами".

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев