Аксубаево
  • Рус Тат
  • История возникновения села Старая Киреметь Аксубаевского района 

    Продолжаем публикацию исследовательской работы нашего земляка ветерана образования Равиля Салиева

    Он знакомит со своей версией образования села Старая Киреметь. 

    «Среди жителей чувашской стороны Старой Киремети бытует легенда, что раньше всех тут жили чуваши-язычники, у них была Кереметь – священное место, где они молились семьями перед началом посевных работ. Место это очень почиталось всеми жителями. Но чуваши здесь появились только через сто лет, после завоевания Казанского ханства, после того, как эти земли начали пустовать. В это же время сюда переселялись и татары – они назвали деревню Татарская Киреметь. В этой легенде упускается из виду очень важный факт, который не отрицают ученые-историки. Это факт заключается в том, что киремети были и у древних булгар, прямыми потомками которых являются казанские татары. 

    Кереметь обычно находится на каком-то возвышенном месте, возле которого обязательно находится источник. Часто для этого выбирали защищенное со всех сторон место. Таким Кереметем была местность вблизи Биляра, превратившаяся в природный храм всего общества Волжской Булгарии. С принятием верховной властью ислама Кереметь приобретает название «Валем-ходжа». Но возникновение вторичного названия не могло стать запретительным тормозом посещения чувашами, марийцами, мордвой и удмуртами этого святилища. С распространением среди народов Среднего Поволжья христианства русская церковь также пытается перетянуть Валем-ходжа на свою сторону. Православные стали посещать святилище в дни церковных празднеств. При молении вблизи родника ставили иконы, а местность назвали «Святым ключом». 

    Слово «керемет» происходит через тюркское и персидское посредство от арабского «карамат» – «чудо». В прошлом, в религиозном миропонимании народов Среднего Поволжья Кереметь, например, у татар в связи с принятием ислама, перешло в иное восприятие – киреметью стали называть родники, которые текут в направлении Кыйблы – Мекки. А у чувашей оно выступало как главное святилище. Главным оно было и в Волжской Булгарии раннего периода. 

    История основания деревни Старая Киреметъ и происхождение её имени восходит к булгарскому и золотоордынскому периодам, вглубь веков. Монда, дөньядагы иң зур шәһәрләрнең берсе булган Биләр тирәсендә кайда чишмә, елга булган, шунда авыллар барлыкка килгән… 

    Думаю, сейчас как раз время рассказать уважаемому читателю о Старокиреметском надгробие, о котором писал Хасан Туфан в своей автобиографии… 

    Это Надгробие позволяет уже документально утверждать о времени возникновения Старой Татарской Киремети. Обратимся к источнику 169. Старокиреметское надгробие. XIV в. Старая Киреметь, село Аксубевского района, левый берег р. Киреметь, левого притока р. Шербень, правого притока р. М. Сульча. В 1 км на юго-запад от села, около шоссе есть булгарский надгробный камень (142 69 22 см), разломанный на три куска. На верху камня – арка с розеткой, текст выполнен почерком насх рельефными буквами, сохранность плохая. Дата – 1351 год. Фахрутдинов Р.Г., 1975, № 126; Хакимзянов Ф. С., 1978, с. 193., Rona-TasA., 1976. C. 169-170. Этап Улуса Джучи («Золотая Орда») и Казанского ханства».

      Больше интересного в ленте Яндекс.Новости -

      добавьте «Сельскую новь» в избранные источники.

     

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: