Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Интервью с создателем чувашского этно-джаза из Аксубаева (+ видео)

У Аксубаева появился новый повод для гордости – певица и создатель этно-джазового проекта – Вера Кожеманова.

Вера родилась и выросла в Беловке. Окончила Старотимошкинскую школу. Теперь она – выпускница музыкального училища им. Салиха Сайдашева. Вера является победителем Всероссийского конкурса «Серебряный голос», участницей Дней чувашской культуры в Крыму.

Кроме того, она еще и создатель и исполнитель чувашского этно-джаза со своим репертуаром. Как пишет Вера на своей страничке: «Теперь у нас есть программа этно-джаза на чувашском: шесть вокальных композиций, одна инструментальная. Ура!» И сразу возникает первый вопрос:

– Откуда появилась такая идея – чувашского этно-джаза?

– Все началось с желания развиваться. Хотелось попробовать себя не только в эстраде. В свое время начала интересоваться направлением world music, который объединяет музыку народов мира.

В данном направлении работают музыканты, которые любят экспериментировать, им интересно смешивать разные «музыкальные краски» и получать новое звучание. Для данного направления характерно смешение стилей, жанров: фолк-фьюжн, этно-джаз, инди-фолк и т.д. В основе музыки всегда этнический колорит определенного народа.

Я сама люблю джаз как слушатель за «сложность», за «вариативность». Конечно, мне хотелось «прикоснуться» к нему.  Постепенно у меня появилось понимание, что делать.

Сложились в голове музыкальные картины на две самые популярные народные песни: «Сумар савать» (Дождь идет) и «Вес-вес куккук» (Лети-лети кукушка), третью показал хороший знакомый из Чебоксар, который является собирателем народных песен.

Так он прислал запись исполнения бабушки, песня «Таран вар». Пульсация песни помогла быстро понять, в чем ее «изюминка». Мы собрались с музыкантами и уже окончательно определились с гармонией, формой, темпом композиций. Мы провели небольшую презентацию проекта и следили за реакцией слушателей.

К счастью, большинство радушно восприняли наше творчество, писали нам, что хотели бы продолжение, чтобы мы не останавливались. Мы подготовили программу и собрали людей на наш небольшой концерт, который состоялся 4 октября в Казани.

Мы включили в программу менее знакомые народные песни: «Чан тупере сич салтар» (В небе семь ярких звезд), «Атьар, ваййа тухар-и те» (Пойдемте играть (водить хороводы, петь, танцевать, имеется в виду)), «Ларать, ларать Ванюк» (Сидит, сидит Ваня).

Когда мы начинаем заниматься над формой песни, то сразу начинаем думать о том, где и что по смыслу можно из текста вытащить, и передать это через музыку. Надо понимать, что народная песня чаще всего имеет одну форму: куплетную. Каждый куплет, которых в песне могут быть десятки, повторяет один мелодический рисунок.

С точки зрения народного песнопения это понятно: там нет задачи украсить формы, исполнить как-то по-другому. Она шла от души: захотел человек петь, он и пел.  Так, чувашская народная песня «Веç-веç, куккук» («Лети, лети, кукушка»). Песня из четырех куплетов, по музыке они просто повторяются.

Если посмотреть на содержание, то первый и третий куплет содержат обращение к птице, которая обогащает сюжет образами свободы, простора, красоты «Вес, вес куккук, вес куккук, варман херне ситиччен. Варман херне ситсессен, сака сине ларса кан».

А суть второго и четвертого куплета выражены в шуточном обращении загостившихся родственников к хозяевам «Чат, чат хата, чат хата. Эпир тухса кайиччен. Эпир тухса кайсассан, кереке умне ларса кан».

Скорее всего, образ кукушки и соловья это и есть прообразы хозяина и хозяйки, но прямое обращение к ним есть только во втором и четвертом куплете, поэтому мы решили это обращение передать через музыку, добавив волнение и широту в звучании.

Есть и другой пример – песня «Ларать, ларать Ванюк» («Сидит, сидит Ваня»). «Сидит, сидит Ваня, сидит и орехи грызет, но придет время, тебе надо будет встать и назвать свое имя». В песне один куплет всего. Мы решили подумать, пофантазировать.

Возможно, Ваня – лентяй, отдыхает. Но придет время, и ему нужно будет стать молодцом, может быть показать себя, проявить как-то. И есть в нашей обработке момент, где мы развили сюжет и обращаемся к герою: «Вставай, вставай!».

И наш барабанщик, Андрей, предложил экспрессию дать, создать ощущение, что мы его уже «подпинываем»! Мы командой пытались его заставить встать, но кажется, не получилось. Закончили мы недоумением: «Ларать, ларать Ванюк!»

– Некоторые люди наверняка задаются вопросом: «Зачем народные песни делать в джазовой обработке?».

–Отвечу, как я это чувствую: музыка не имеет границ и ограничений, но остается нравственная и этическая сторона вопроса на совести исполнителей. В этом проекте мне, кажется, мы держим этот баланс. Так как джаз – это жанр, который интересен многим, нас слушают и люди, которые не владеют чувашским языком.

Чувашская народная музыка прекрасна сама по себе, мелодичность и пульсация песен не могли не вызвать наш интерес. Мы будем рады, если через наш проект люди разных национальностей оценят красоту чувашской мелодии.

– С чего началась история вашей певческой карьеры?

– Помню свое первое выступление в начальных классах школы, может быть даже в садике. Но первую песню я помню до сих пор. Песня называлась «Спи, Наташа, ты не понимаешь». Это, по-видимому, был концерт, посвященный 9 мая.

Так прошло мое детство: самодеятельность на сцене, активная жизнь в школе, где я старалась везде преуспеть. После школы поступила в Нижнекамское музыкальное училище. Потом музыкальный факультет ТГПУ.

Но вокалистом себя могу назвать только сейчас, так как поиски себя были долгими, а это было очень важным для меня: что нового я могу «сказать», чем я отличаюсь от других исполнителей, и вообще достойна ли я серьезного места на сцене?

Я благодарна Алексею Наумову, который начал писать для меня эстрадные песни. Одна их них в чувашском хит-параде продержалась полгода. Я параллельно начала работать над проектом этно-джаза.

– Поделитесь планами?

– У меня помимо творчества есть проект, связанный с маркетингом. А в плане творчества сейчас готовим новые материалы для этно-джазовой программы, планируем организовать концерт в Чебкосарах.

Также скоро выйдет новая эстрадная песня «Аса ил» (муз. А.Наумова, слова В.Шихранова). Стали поступать приглашения для участия в концертах. Скоро предстоит выступление на сольном концерте Заслуженного артиста ЧР Стаса Владимирова.

– Расскажите немного о себе, своей семье, традициях.

– У нас большая семья. Папа с мамой воспитали 4 девочек и 1 сына. Мама работала библиотекарем, папа был киномехаником, когда я была маленькой. Старшая сестра –учитель английского, вторая сестра тоже работает в школе в с.Тимошкино.

Брат у нас лыжник, думаю, знаменитый спортсмен в Аксубаеве – Владимир Кожеманов. Третья сестра Ирина работает в Казани массажистом. В общем, семья обычная, крестьянская, в которой трудятся для семейного благосостояния.

В нашей семье любят работать и отдыхать вместе с родственниками, которых у нас много. В таких традициях я росла, меня все же потянуло в сторону творчества. Сейчас я уверена, чем дальше хотела бы заниматься.

Фото Николая Кулагина.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Аксубаево Аксубаевский район "Сельская новь" чувашский этно-джаз