Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Челнинец вернулся в Афганистан за горстью земли с места гибели аксубаевского друга

15 февраля исполнится четверть века со дня вывода советских войск из Афганистана. В этот день бывшие солдаты - интернационалисты вспомнят о непростой службе на войне, погибших товарищах, навсегда оставшихся молодыми… Вряд ли кто хочет побывать в далекой стране, где над головой свистели пули, на глазах лилась кровь и вертолеты увозили...

15 февраля исполнится четверть века со дня вывода советских войск из Афганистана.


В этот день бывшие солдаты - интернационалисты вспомнят о непростой службе на войне, погибших товарищах, навсегда оставшихся молодыми… Вряд ли кто хочет побывать в далекой стране, где над головой свистели пули, на глазах лилась кровь и вертолеты увозили на родину цинковые гробы «Груз-200»

Вновь в Афганистане побывал челнинец Азат Ахметханов, решив осуществить данное себе слово - съездить на место гибели лучшего друга. Ахат Насретдинов, с которым он вместе служил, был похоронен в июне 1988 года в селе Старое Ибрайкино Аксубаевского района. Азат часто навещает его маму - Мадину апу, для которой давно стал сыном. Недавно он привез ей горсть афганской земли с места гибели Ахата.

По дороге воинской службы, спустя 25 лет

Две недели длилось это незабываемое путешествие, состоявшееся благодаря друзьям Азата Ахметханова по армейской службе: им удалось договориться и включить его в состав московской съемочной группы, в очередной раз отправившейся в дальнюю командировку. Руководитель кинопроекта Олег Гонцов, известный как создатель ВИА «Голубые береты», снимал новую серию документального фильма «Афганистан, до востребования-2».

- Взял отпуск и - в дорогу, - рассказывает Азат. - Ездил я за свой счет. Встретились мы в аэропорту в Москве, без лишних расспросов пожали друг - другу руки и стали одной командой. Было приятно слышать, как известный артист кино Михаил Жигалов, он озвучивает фильм, увидев меня, коротко сказал: «Свой человек!» Перелет дальний: сначала - до Ташкента, потом - до Кабула. Было время вспомнить прошлое. Меня призвали в Челнах, когда я работал в АТХ № 8. Служил в армии и отец, старший брат живым - здоровым вернулся из Афгана. Сомнений не было - иду в армию. Специально записался на курсы водителей «КАМАЗов», и в октябре 1986 года получил повестку из военкомата.

Недалеко от города Термеза Азат прошел «учебку». Командиры знали, что призывников готовят к отправке в Афганистан, и обращались с ними как с сыновьями.

- Я попал в 59-ю отдельную бригаду материального обеспечения,- вспоминает Азат. - 25 «КАМАЗов» развозили горюче-смазочные материалы для боевых машин. Ездить приходилось в невыносимых климатических условиях, ведь там очень жарко: было 60 градусов выше нуля. К счастью, у нас были толковые командиры, которые обеспечивали необходимыми запчастями, следили за техническим обслуживанием машин, поэтому мы всегда были на ходу и считались самой маленькой и мирной колонной. Не помню случаев с «дедовщиной», перевозом наркотиков или других ЧП. Рядом были порядочные парни, которые честно служили и понимали, что такое слово - «надо», которое все расставляет по своим местам.

«Мой друг мне снится до сих пор…»

Маршрут группы в Афганистане проходил по городам Кабул - Герат- Джелалабад - Пули - Хумри. Группа до мест нахождения советских войск в годы войны добиралась на самолетах, а на экскурсии ездила на нескольких машинах в сопровождении патруля, который предоставили два генерала-афганца.

- В первый же день мы побывали в центре Кабула на кладбище, - рассказывает Азат. - Там все чисто, ухожено, есть и гранитная плита с высеченными словами «Вечная память», установленная христианами. У димитровца из нашей группы тоже возникла идея рядом установить памятную доску от мусульман.

Большое впечатление на челнинца в Герате произвел музей советской военной техники под открытым небом, в котором вечные экспонаты вышедшие из строя боевые машины, зенитки, автоматы.

- Я подобного нигде не видел, - делится Азат. - Мне показалось, что техника как будто с укором «спрашивала»: почему вы нас здесь оставили?

В солнечный день по карте нашли место, где на автотрассе смертельное ранение в сердце получил Ахат Насретдинова - лучший друг челнинца Азата. Это случилось в пяти километрах от Баграма. Казалось бы, столько лет уже прошло, а перед глазами - тот же высохший арык, выжженная земля. Как будто вчера здесь на полном ходу перевернулся «КАМАЗ», водителя которого, ехавшего третьим в колонне, снайперская пуля сразила прямо в сердце. Ахата довезли до медсанчасти, но спасти не удалось. До его 20-летия оставалось ровно 20 дней…

- Друга я потерял 17 июня 1988 года, - с трудом продолжает Азат разговор. - Из другой колонны к нам я сам попросил его перевести, когда узнал, что Ахат служит рядом. Он тоже призывался из Челнов, и мы с ним познакомились еще на водительских курсах в автошколе, потом свиделись на «учебке» под Термезом. Он ездил на другой машине, но мы спали в одной кабине, разговаривали на родном, татарском языке и понимали друг друга с полуслова. За сто дней до приказа о «дембеле» вновь встретились. Была ночь, мне хотелось спать. Но Ахат, как будто что-то чувствовал, говорил без умолка: о нашем скором возвращении домой, о предстоящих свадьбах, где будем свидетелями друг у друга. А еще читал стихи на татарском языке из сборника, который постоянно возил с собой. После его гибели его машину обыскал, но книгу не нашел - видно, сгорела…

Азат долго стоял на том злополучном месте, где погиб друг. Он его навестил в морге, но хоронить поехали другие сослуживцы. Азат через них передал брату письмо, в котором сообщил, что командир не виноват, и попросил сопровождать цинковый гроб до деревни.

- На память я взял в пакет горсть афганской земли, чтобы отвезти матери Ахата. Знаете, он до сих пор приходит ко мне во сне… - говорит Азат.

«Будем дружить, но не воевать!»

Группа для проведения съемок также побывала на месте обстрела в 1986 году, когда колонна из 15 машин ехала без сопровождения. Тогда погибли 19 солдат. Удалось найти свидетеля - афганца в возрасте 45 лет, который рассказал, как это все произошло. Еще поговорили с бывшим десантником - прапорщиком, который пытался помочь солдатам, но спасать уже было некого…

Поездка по разным городам дала возможность Азату Ахметханову сравнить Афганистан в годы его службы и сегодня. Он считает, что красивая горная страна живет на контрасте богатых и бедных. Много импортных машин. Много детей попрошайничают. Многие живут в нищете. Как-то по дороге остановились попить воды, и пока хозяин хижины пошел налить в кружку воды, Азат заглянул у комнату - там даже пол был земляной. И все же, самое главное, по мнению Азата, изменилось отношение афганцев по отношению к русским солдатам - «шурави».

- Было много встреч и торжественных, и просто - на улицах, - говорит он.- Мы долго общались с простыми людьми, которые, узнав, что мы из России, обнимали и доброжелательно приглашали в гости на чай и благодарили за все, что было сделано раньше нашими стройбатами. К примеру, в центре Кабула стоят пятиэтажки, где до сих пор работает канализация. Асфальт тоже везде проложен качественный. То, что строили американские войска, уже, оказывается, вышло из строя. Еще нам искренне говорили о том, что «шурави» и афганцы должны дружить, не воевать. У них принято дарить подарки - бакшиш. Нам с улыбками давали фрукты. Вспомнилось, как в годы службы на стоянке, сидя на корточках возле своей машины, я читал молитву, которой еще в детстве научила бабушка. Мимо проходили двое мужчин - местные жители, остановились, уважительно на меня посмотрели: о, мол, мусульманин. И оставили гостинец - арбуз.

Встреча с Абдуллой

На месте гибели друга Азат побывал дважды. Сначала - со съемочной группой. Потом - один: накануне отъезда друзья заказали такси, чтобы он еще раз мог туда попасть. И предположить не мог, что встретится со старым знакомым.

- Водителем «Тойоты» оказался черноволосый, по- цивильному одетый парень Абдулла, достаточно хорошо говоривший по-русски,- делится воспоминаниями Азат. - Едем, разговариваем, и он вдруг говорит, что в 13 лет часто прибегал в одну автороту и продавал солдатам - «шурави» всякую-всячину - жевачку, сувениры, магнитки. Когда показал место дислокации, я тотчас вспомнил, что сам, как и другие сослуживцы из жалости покупал сувениры у бедно одетого мальчугана. Это был Абдулла! Он признался, что на вырученные деньги тогда для семьи покупал продукты, потому и выжили. Сейчас у самого двое детей.

- Прощаясь, Абдулла сказал, что я для него - друг, и будет рад в любое время принять меня в гости, - улыбнулся Азат. - Мне хочется вновь побывать в Афганистане. Люди ездят на юг, а мне по душе встречи с бывшими сослуживцами, которые живут в Кукморе, Санкт-Петербурге, Уфе, Шереметьево. Всей семьей ездили в Казахстан, где встретился с ребятами из своего взвода. Этим летом нас уже будет 12. Найти друга - друга помогает интернет. Сейчас вышли на «след» нашего замечательного командира Сергея Катешевского, которого пригласим на встречу. На днях ждем приглашения в Уфу, куда должна приехать команда афганских футболистов. Я тоже еду на матч - в группу поддержки.

…В семье Азата Ахметханова никогда не обсуждается тема - служить или не служить в армии? Старший сын уже демобилизовался, и сейчас учится в институте. Второй сын еще школьник, и уже четко усвоил: если не пойдет служить, то потеряет уважение отца.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев