Аксубаево
  • Рус Тат
  • Аксубаевцы об уяве

    В жизни сельских селений с древних времен хороводное пение уяв имело огромное значение.

    В чувашских деревнях он начинался, когда на полях появлялись всходы. Это – пора празднества: свадеб, песнопений, молодежных игр, хороводов. 

    С давних лет его начинали, выполняя обряд жертвоприношения на учук (полевое моление). В чувашских селениях уяв встречают и провожают. Чтобы встретить его, молодые люди шли на опушку ближайшего леса, расположенного в восточной стороне от деревни, и там водили хороводы до позднего вечера.

    А когда возвращались обратно, пели именно песни уява. Эта традиция открывала красочный сезон молодежных гуляний, народных хороводов. Хороводные тексты посвящались силам добра, животворящей природы.  Чувашам запрещалось исполнять песни в другой период. Уяв длится на протяжении семи недель. На Питрава (Петров день) вся деревня собиралась на последний прощальный хоровод (Проводы Уява).

    Если в течение всего периода хоровода исполнялись эти песни радостные, созидательного характера, то во время проводов песни звучали иного склада, с долей грусти, с сожалением, что подходит к концу эта незабываемая прекрасная пора. Уяв  шли провожать на западную окраину деревни, на закате, также напевая песни. В последний раз спев "уяв юрри", возвращались на обычное место сбора сельчан, исполняя обычные застольные песни.

    – Различий в проведении Уява много даже между селами и деревнями, – рассказывает директор Малосунчелеевского СДК Вера Уканеева. – Каждая деревня начинает и заканчивает уяв с определенной песни, она имеет свой оттенок и колорит. Например, в Малом Сунчелееве ее начинали 22 мая в черемуховой роще "Улох". На это место со всей округи собиралась молодежь. "Уяв амăшĕ" начинала петь, за ней подтягиваются все участники действа, в результате образовывается большой круг в форме Солнца.

     Круг – древнейший символ Солнца. С этого дня на живописном лугу, называемом в народе "Улох" до Троицы праздновали вечерний Уяв (Каçхи Уяв). Отзвук звонких, напевных лирических песен, казалось, доходил до небес.  В песнях воспевалась природа, труд человека, памятные моменты жизни. Каждая песня имеет свое символическое значение, очертание, и участники хороводных танцев плавными, мягкими движениями словно символизируют устройство мира в пространстве.

    Реклама

    В народе видели взаимосвязь этого магического уява с силами природы. Считалось, что чем больше, звучней исполнялись хороводные песни, тем успешней пройдет уборочная страда.

    В некоторых селениях, где традиции уява были утрачены, неурожай хлеба связывали с тем, что в деревне перестали звучать хороводные песни. 

    – Что можете сказать о национальной одежде?

    – В многовековых национальных традициях важная часть – одежда. Орнаменты, детали на ней демонстрируют особенности менталитета чуваш. И до нас дошли частично предметы одежды, накоторые мы сегодня смотрим с восхищением. Наши бабушки, прабабушки старательно вышивали на своей одежде всевозможные орнаменты, узоры, каждый из которых имеет свое значение. Согласно старинным поверьям, узоры защищали владелицу платья, рубашки от злых духов.

    Со временем сакральное значение вышивки на одежде потеряло актуальность, а нагрудные символы стали просто украшением.

    Люди с древних времен хорошо осознавали значение женщины, как хранительницы своего рода, очага. Народ стремился сохранить самое ценное, оградить ее от всякого посягательства и вреда. Особо символичен головной убор женщин. У  замужней женщины – хушпу (с плоским верхом), девичий головной убор – тухья (с торчащим наконечиком – шпилем). Одежда малосунчелеевцев также имела свою особенность.

    И организовывая национальные праздники, встречи, мы стараемся возрождать древние традиции, воссоздать элементы народной культуры.   

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: