Аксубаево
  • Рус Тат
  • Юрий Рождественский: "Слово об Учителе"

    В наше время мобильных перезвонов, смс, и интернетных форумов многие разучились читать вдумчиво и с интересом. Надеюсь, что предлагаемый текст будет прочитан до конца и этот материал побудит к глубоким размышлениям. За свои неполные 77 лет я близко познакомился с людьми многих профессий: от лётчиков - испытателей, в том числе...

    В наше время мобильных перезвонов, смс, и интернетных форумов многие разучились читать вдумчиво и с интересом. Надеюсь, что предлагаемый текст будет прочитан до конца и этот материал побудит к глубоким размышлениям.


    За свои неполные 77 лет я близко познакомился с людьми многих профессий: от лётчиков - испытателей, в том числе героев России, до токарей, электриков и других рабочих специальностей. Много у меня среди друзей учёных высшей квалификации в области химии, экономики, биологии и физики, а также талантливых конструкторов. Все эти профессии вызывают у меня уважение, и я ко всем отношусь с глубоким почтением. Но есть одна профессия, которую я ставлю выше всех и перед которой преклоняюсь. Это довольно распространённая и весьма уважаемая профессия учителя и, особенно, сельского учителя.
    Может быть это вызвано тем, что эту профессию я знаю не только с внешнеё стороны, но и, как говорится, «изнутри», так как у меня и моих близких друзей Юры Еллиева и Виталия Тимирясова мамы были педагогами. Так, что для меня эта профессия в определённой степени родная и мне знакомы многие её стороны и, особенно, те, что связаны с внеурочной работой.
    Школа в человеческом социуме, который принято называть обществом, выполняет уникальную роль: обеспечивает преемственность поколений. Она воспитывает духовно развитую молодёжь, которая завтра будет определять судьбу страны. И самую тяжёлую работу в этом важнейшем деле выполняет учитель, передаёт знания новому поколению, сеют разумное, доброе, вечное.
    Сообщество педагогов, обладающее огромным интеллектуальным потенциалом, представляет собой тот магический кристалл, через который все получают знание, развивают интеллект и приобретают умение пользоваться ими. Этот кристалл неоднородный и как бриллиант имеет огранку в виде множество личностей учителей. Качество образования зависит от учителей, от их профессиональной подготовки, ответственности и квалификации, что неоднократно подчёркивает начальник отдела образования Валиуллина Амина Каримовна.
    Ведь учителя, являясь хранителями знаний и культуры, учат нас думать и понимать, верить в себя и не сдаваться перед трудностями. Труд учителя, особенно сельского, по праву считается самым благородным, творческим и созидательным, но ответственным и связан со многими трудностями, в том числе, бытовыми.
    Всё сказанное в полной мере относится к сегодняшнему юбиляру. Елисею Мурзичу Тимирясову исполнилось 90 лет и более 50 лет из них он отдал не легкому педагогическому труду, начав преподавать историю в школу в далёком послевоенном 1945 году и пройдя суровую школу войны. Его юность была буквально обожжена пламенем войны: он получил тяжёлое ранение, когда после прямого попадания снаряда его танк загорелся. Его уроки всегда были интересными. Ведь с самого начала он смог убедить нас сельских школьников, что без знания истории невозможно знать прошлое, понимать настоящее и предугадывать будущее.
    Через изучение логики исторических событий и действий личностей мы познавали диалектику жизни. Умение Елисея Мурзича связывать прошлое и настоящее делали его уроки захватывающими, побуждали интерес к историческим книгам и, как ни странно прозвучит сегодня, газет. Елисей Мурзич объяснял события прошлого и настоящего доходчиво, с присущей ему прямотой, без приукрашивания и лакировки. Сейчас я понимаю, как ему, прошедшему горнило воны, было трудно глядя в глаза мне и сидящему за одной партой Юре Еллиеву, отцы которых не вернулись с войны, рассказывать о Великой Отечественной Войне как успешной последовательности 10-ти сталинских ударов. Ведь он видел войну, как говорят, своими глазами и знает цену Великой Победы.
    Елисей Мурзич проводил с учениками экскурсии по историческим местам Аксубаевского района, на пример, «к памятным камням с арабской вязью около деревни Ильдеряково» - это были по существу практические занятия к его историческим урокам. Это способствовало воспитанию в учениках любви и бережного отношения к родному краю, трудно подсчитать, сколько он с питомцами исходил по окрестностям района, показывая личным примером всем, что движение - это жизнь.
    Будучи председателем Совета Ветеранов Войны и Труда Елисей Мурзич вместе с главой администрации Аксубаевского района Халитовым М.Ш. принимал самое активное и деятельное участие в создании книги аксубаевского краеведа Волкова В.И. «Край родимый, Аксубай» увидевшей свет в 1993 году. К 90-летнему юбилею вышла книга Елисея Мурзича «В те далекие годы» - сборник краеведческих статей и очерков.
    Елисей Мурзич был строгим и тактичным педагогом. Вспоминается, что на одном из его уроков по истории мой ближайший друг и его племянник Виталий Тимирясов предложил мне спросить у Елисея Мурзича об увлечениях Клеопатры. Я не почувствовал подвоха и задал учителю этот вопрос. Он с укором посмотрел на меня и сказал, чтобы после урока мы с Виталием зашли в учительскую. Елисей Мурзич не стал делать замечание при всем классе, а в беседе с нами мне посоветовал иметь свое мнение, а Виталию не злоупотреблять родственными связями с ним и дружбой со мной.
    Свою педагогическую деятельность он осуществлял обстоятельно, вел дневник, отмечая в нем все существенные события в школе. На встрече в 1992 году с выпускниками Аксубаевской средней школы он достал дневник и зачитал, Что Рождественский Юрий в 1953 году не выпустил к международному женскому дню 8 марта стенгазету, а Сергей М. потушил керосиновую лампу, чтобы сорвать урок. В этом весь Елисей Мурзич, который неравнодушно следил за нашими поступками и вовремя, по-мужски, наставлял нас на путь истинный. В послевоенное время безотцовщины такие его воспитательные действия были особенно ценны.
    В своей работе Елисей Мурзич проявлял терпение, ум и заботу, которыми он щедро делился со своими учениками. Помимо уроков истории, раскрывавших главные события Отечества, он проводил уроки мужества, которые содействовали воспитанию патриотизма, выращивал в питомцах духовность, любовь к Родине и готовность защищать ее. Благодаря этому многие его воспитанники стали военнослужащими, на пример, полковник Митягин Сергей, Голубев Сергей, подполковник Емикеев Геннадий и многие другие.
    Будучи завучем школы, директором школы, а позже председателем Райкома профсоюза работников просвещения Елисей Мурзич много сил отдавал воспитанию нового поколения учителей, передавая лично свой опыт и принимая участие в разработке методик повышения квалификации и обмене педагогическим опытом. При этом он внимательно относился к педагогам-ветеранам, обеспечивая их путевками в санатории и другими заслуженными ими благами. Долгое время Елисей Мурзич был председателем Совета Ветеранов Войны и Труда, проводил огромную работу по увековечению памяти, подвигов воинов-аксубаевцев и обеспечению их бытовых условий.
    В заключении хотелось бы подчеркнуть, что на плечи сельского учителя ложилась обязанность всегда быть на высоте и каждый поступок соизмерять с законами нравственности, и Елисей Мурзич в этом отношении являет собой яркий пример.
    Доброго здоровья и долгих лет жизни, Учитель!

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: