Аксубаево
  • Рус Тат
  • История Аксубаевской МТС

    Первая машинно-тракторная станция (МТС) в Аксубаевском районе была создана в начале тридцатых годов прошлого века на тихом пустыре между Аксубаевом и Данауровкой. Весной 1932 года в МТС с Челябинского тракторного завода им. Колюшенко поступили первые плуги. А 1 апреля МТС получила 16 тракторов СХТЗ. Вместе с тем, полным ходом шло...

    Первая машинно-тракторная станция (МТС) в Аксубаевском районе была создана в начале тридцатых годов прошлого века на тихом пустыре между Аксубаевом и Данауровкой.


    Весной 1932 года в МТС с Челябинского тракторного завода им. Колюшенко поступили первые плуги. А 1 апреля МТС получила 16 тракторов СХТЗ.
    Вместе с тем, полным ходом шло и строительство базы. Под МТС было отведено 34 гектара земли. К 1 ноября было закончено строительство склада и гаража для сельхозмашин, установлены баки для горючего.
    Кроме того, были построены 5 жилых домов на 11 квартир, клуб, столовая, контора, подведены электричество и радио. В МТС стали работать 150 человек: квалифицированные рабочие, трактористы и служащие. Вслед за тракторами в МТС поступили 2 машины-полуторки.

    Появление в районе тракторов и машин стало значимым событием в жизни крестьян. К тому времени в Аксубаевском районе уже существовали 4 совхоза и 65 колхозов. МТС объединяла и обслуживала 30 колхозов, 2500 дворов колхозных хозяйств.
    Первую весеннюю вспашку 1932 года в колхозах провели тракторами, но тракторных сеялок еще не было, поэтому сеяли вручную.
    В первые годы не все шло гладко. Во-первых, не было специалистов, часто из-за пустяковой неполадки трактор простаивал сутками. Во-вторых, было немало людей, выступающих против обработки земли тракторами. Они говорили, что трактора портят землю, и после них ничего не будет расти.

    Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Основной производственной единицей МТС была тракторная бригада. В Аксубаевской МТС их число достигало 12-14.
    К 1936 году в районе была осуществлена сплошная коллективизация, но более половины колхозов оставались вне обслуживания МТС, и все сельхозработы проводились по-прежнему. Поэтому в 1937 году была образована еще одна МТС - в Старом Тимошкине.

    Тогда все было впервые: не только машины и трактора, но и руководители, и трактористы. Первым директором Аксубаевской МТС был М. Фахреев, Старотимошкинской - Ф. Кузнецов. Впервые в истории на трактора садятся женщины и создаются женские тракторные бригады.

    С организационно-хозяйственным укрупнением колхозов МТС перестали соответствовать потребностям развивающегося сельского хозяйства. Поэтому приказом №265 по Министерству сельского хозяйства ТАССР от 9 июня 1958 года Аксубаевская машинно-тракторная станция была реорганизована в ремонтно-техническую станцию (РТС), а Старотимошкинская МТС стала ее филиалом.

    Приказ №1 о начале функционирования РТС вышел 24 июня 1958 года. В 1959 году РТС обслуживала 18 колхозов и 2 совхоза, то есть 57 тысяч гектаров земельных угодий в колхозах и 36 тысяч - в совхозах. В колхозах было 156 тракторов, в совхозах - 103; комбайнов соответственно 93 и 55; грузовых автомашин 97 и 53. При РТС также был создан отряд по борьбе с вредителями и болезнями растений.
    Однако РТС долго не просуществовала, и уже в 1961 году на ее базе была создана «Сельхозтехника». Ее первым управляющим был С. Андреев. «Сельхозтехника» значительно расширилась. На том месте, где когда-то начинала свою деятельность МТС, появился целый микрорайон с производственными корпусами, жилыми домами, своей здравницей, домом культуры и т.д. Предприятие стало занимать особое положение в районе, ведь от объема услуг, оказываемых колхозам и совхозам, от качества работы коллектива, насчитывающего свыше 350 человек, во многом зависела деятельность хозяйств района.

    По итогам Всероссийского соцсоревнования предприятий и организаций, объединений «Сельхозтехника РСФСР» в 1981 году районному отделению было присуждено переходящее Красное Знамя.
    Достигнутые успехи были обусловлены, в первую очередь, напряженным трудом всего коллектива, целенаправленной работой партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и администрации райотделения, широко развернутым соцсоревнованием за досрочное выполнение взятых обязательств пятилетки.

    Всякий успех не приходит сам по себе и не сразу. Здесь крепко сложились традиции старых кадровых работников, воспитанных еще во времена МТС - работать честно, выполнять заказ точно и аккуратно.
    В 1972 году в «Сельхозтехнике» были построены ремонтная мастерская на 300 условных тракторов, утепленный автогараж на 60 мест, технический обменный пункт. В следующем году была произведена реконструкция старой мастерской с пунктом технического обслуживания тракторов К-700 и Т-150, построены складские помещения площадью 144 квадратных метра. В 1974 году вступила в эксплуатацию диспетчерская, площадка для новой техники, цех по техобслуживанию ферм с классом для учебы операторов машинного доения, цех для дефектовки узлов зерноуборочных комбайнов, административное здание. Через год было завершено строительство депо по ремонту зерноуборочных комбайнов, складского помещения общей площадью 576 квадратных метров, пункта мойки тракторов и автомашин.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: