Аксубаево
  • Рус Тат
  • Как проходит Уяв в Малом Сунчелееве Аксубаевского района

    Уяв (от уя - «блюсти») - соблюдение космической гармонии весеннего пробуждения и расцвета природы. С наступлением весны Солнце нежно одаривает Землю теплотой и любовью, проникая в Землю глубже, а Матушка Земля на ласку и тепло отвечает взаимностью - все вокруг зацветает. И происходит чудо, к которому мы привыкли и относимся...

    Уяв (от уя - «блюсти») - соблюдение космической гармонии весеннего пробуждения и расцвета природы. С наступлением весны Солнце нежно одаривает Землю теплотой и любовью, проникая в Землю глубже, а Матушка Земля на ласку и тепло отвечает взаимностью - все вокруг зацветает. И происходит чудо, к которому мы привыкли и относимся как само собой разумеющемуся - жизнь обновляется.


    В деревне Малое Сунчелеево Уяв не проводили с 70-х годов прошлого века, тогда как в соседнем селе его встречали и провожали ежегодно. И надо отметить, что песни и игры разнятся и отличаются. Встречают и провожают Уяв совершенно разными песнями, соответственно имеет свой оттенок и колорит. Фольклорный ансамбль «Кĕçĕн Сĕнчел» образован в 2013 году. Тогда же Уяв провели в первый раз. По крупицам собирали участники ансамбля, не изменяя иногда непонятные слова, сочетаний слогов и фраз, не имеющих, как казалось иногда, смыслового содержания. Участники ансамбля родом из Малого Сунчелеева. И в репертуаре ансамбля уже более полусотен чувашских песен, исполняемых именно в самой деревне.

    Восстановили не только композицию праздника, но и вернули то, ни с чем несравнимое, состояние души, что помнят еще старожилы - это счастье. Независимо от того, большой хоровод или маленький, здесь особая аура, особое настроение; душа переполняется, радуется, поет - она насыщается благоговением, она обновляется. Каждый участник или же гость Уява наполняется светом Солнца и несет его в свою жизнь, озаряя свое окружение.

    В наших краях Уяв начинали 22 мая в черемуховой роще Улох. Ближе к полудню к этому месту собиралась молодежь со всей округи. Уяв амăшĕ начинает петь и за ней подтягиваются все участники действа, в результате образовывается большой круг в форме Солнца. Круг - древнейший символ Солнца. Здесь ярко выражено представление модели мира в горизонтальной структуре ..

    Улт çĕвĕллĕ шур кĕпе

    Пĕр пат-патсăр килĕшмест.

    Уяв карти ăшĕнче

    Пĕр ачасăр килĕшмест.

    С этого дня в красивейшей роще Улох до Троицы праздновали вечерний Уяв (Каçхи Уяв). Напевные, лирические песни, казалось, отзывались в небе. «Сулăна, сулăна утă çултăм», «Шур, шур тăрах çÿрерĕм», «Улăхра купăс».. С Троицы - собирались днем (Кăнтăрлахи Уяв) в Улохе и приводили ее в центральную площадь деревни. Здесь и песни были в основном игровые «Ай, утти, май утти», «Вĕтти-вĕтти велтĕрен», «Кашличчи купăс калать-çке»…

    Шыва ятăм виç çĕрĕ

    Тутăхмасăр ан илĕр.

    Эп ку ялтан каяс çук

    Ас илмесĕр ан тăрăр.

    Каждая песня имеет свой рисунок, и танцоры как бы создают, символизируют устройство мира как протяженность к пространству, плавно и нежно прикасаясь к нему. Символ бесконечности «рисуют» в песне «Кăвак чечек куçса», втроем передвигаясь в форме ∞ . Этот же символ в геометрической форме в песне «Тăммалюç». Если круг большой, то внутри круга становятся в две линии и поочередно двое по диагонали движутся навстречу, обходя обе линии. Звучание песни усиливается господством ритма в плавном передвижении ритмическим прихлопыванием. Здесь уже рисунок ∞ вырисовывается в увеличенном размере.

    Древние люди хорошо осознавали функцию женщины, как хранительницы своего рода, и вполне сознательно стремились сохранить и сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить будущее от всякого посягательства и вреда. Для этого женщину защищали и оберегали различными способами. Женщина носила много украшений. В те далекие времена любые украшения носили функцию оберегов, защищая самые уязвимые части тела. Одежда женщины имела также ярко выраженный защитный магический характер соответственно различным жизненным, бытовым ситуациям и определенным ритуалам, в частности вышивка на одежде. Интересен, например, головной убор замужней женщины хушпу и женщины, о которой нужно заботиться, чтобы она стала матерью, родила здоровых, крепких детей - девичий головной убор тухья.

    Одежда малосунчелеевцев также отличалась своей особенностью по отношению других чувашских костюмов. Под внимательным присмотром Филипповой Лиры Ивановны восстановили, а каждый участник ансамбля сшил национальный комплект одежды. Лира Ивановна приготовила костюмы и для гостей-земляков, которые облачившись в такую красоту! соприкасаются с мудростью и историей родного народа.

    Уяв длится на протяжении семи недель. И в каждое воскресенье малосунчелеевские жители выходят и становятся в круг Уява. К нам с радостью присоединяются наши земляки из Москвы и Ангарска, Башкирии и Чувашии, самарцы и казанцы, жители Набережных Челнов и Ульяновска - со всех сторон света, куда по воле судьбы пришлось переселиться, покинув родную Землю.

    Ближе к 12 июля (Питрав) или в этот день вся деревня собиралась на последний прощальный хоровод (Уява ăсатни). Были специальные песни, как для начала, так и для завершения. Если в течении всего периода Уяв исполнялись песни радостные созидательного характера, то во время проводов песни звучали «разрушительного» склада. Последняя хороводная песня

    И шурта шапа макрать-çке,

    Шур типессе сиснĕ пуль.

    И ялта йытсем ма вĕреççĕ,

    Хĕр тухасса сиснĕ пуль.

    Сурăхсем хытă, ай, макраççĕ,

    Элле кĕтÿ керет-ши.

    Хĕрсем хытă, ай, юрлаççĕ

    Элле уяв иртет-ши.

    Хоровод преобразовывается в форму гравитационного взаимодействия и, как победа над внешней гравитацией, выходя в ворота, продолжают идти уже наступательной цепью друг за другом по направлению к ржаному полю (Ыраш пусси), исполняя песни уже далеко нерадостного характера.

    Шеренга в несколько рядов шла по улице в несколько остановок с исполнением хороводных песен. В поле после окончательного исполнения заключительной песни девушки и дети плели венки. После проводов шли уже со свадебными песнями в западном направлении от деревни, т.е. к реке, и бросали венки в воду.

    Человек рожден для счастья. И оно, несомненно, находится внутри каждого из нас. Вот об этом и ведают участники ансамбля «Кĕçĕн Сĕнчел»: Филиппова Лира Ивановна, Малова Галина Кузьминична, Иванова Валентина Сергеевна, Захарова Зоя Ивановна, Захаров Владимир Иванович ну и все мы, жители нашей деревни. Приходите к нам на Уяв - мы поделимся с вами счастьем!

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: