Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
К 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

И мы преодолели все

Воспоминания ветерана педагогики Николая Андреевича Янилкина

За день до войны к нам в гости приехали тетя Варвара (сестра матери) с мужем, дядей Яковом, и дочерью Леной. Они всегда приезжали на Сабантуй и ярмарку накануне.

Ранним утром 22 июня мои родители с гостями отправились на праздник. Мы же с друзьями: Аркадием Янилкиным, Алексеем Терентьевым и Петром Горбатовым отправились на майдан позже.

Народу на зеленом лугу было много. Обычно на ярмарку приезжали на подводах целыми семьями. Детей манила карусель – главный аттракцион праздника. Лошадей на скачках пускали со стороны Русской Киремети. Еще не начались соревнования, как к 10 часам подъехали военком, начальник милиции Демашин и зав. отделом пропаганды райкома партии Перепелица. Он сообщил о нападении Германии на нашу страну. Тут же объявили о мобилизации. Зачитали список тех, кто назавтра должен был явиться в военкомат и разослали вестовых по деревням.

Послышался женский плач. Все стали собираться домой.

В числе первых на фронт призвали аксубаевцев Андрея Ивановича Янилкина и Лаврентия Жаркова. 23 июня от военкомата первую партию мобилизованных, человек 10, отправили на подводах в Чистополь.

Здание военкомата стояло напротив нынешней прокуратуры, где растут сосны. Всю войну, почти каждый день, на фронт через Нурлат (поездом) либо Чистополь (пароходом) отправляли по 10-15 человек. Сначала – на подводах, а позже все уходили пешком, так как лошадей не хватало.

Настрой у людей изменился. Все ждали вестей с фронта. У старшего брата был детекторный приёмник с антеннойи мы слушали по нему об отступлениях, сдаче городов и тяжёлых боях. Обстановка была гнетущая. Все жили в ожидании, что вот-вот и из их семьи кого-то заберут на фронт. Часто звучала песня «Последний нынешний денёчек гуляю с вами я друзья, а завтра, завтра чуть светочек заплачет вся моя родня…»

В 41 году я закончил 1-й класс. Отец мой, Янилкин Андрей Григорьевич, работал конюхом в колхозе имени Кирова. Я часто ездил с ним косить траву, чтобы в ночь была у лошадей свежая подкормка.

26 августа 1941 года отца забрали на фонт. Он погиб 12 июня 1942 года в Ленинградской области. Мы узнали об этом только осенью, так как похоронка почему-то пришла в Беловку. Мы с сыном и внуками побывали на его могиле дважды.

Мать работала в садово-огородной бригаде. Сад располагался рядом с кладбищем. Там росли смородина, малина, все виды овощей. Меня привлекали к поливке. Яблони тогда только что посадили. Впоследствии там разросся большой яблоневый сад. Посылали меня днём дежурить и на пожарную каланчу (она находилась рядом с нынешним поссоветом).

К концу 41-го года мужиков почти в селе не стало. К декабрю сняли бронь и с механизаторов. Осенью 41-го года всё зерно подчистую сдали на элеватор в Нурлат. А весной 42-го года за семенами женщины ходили по грязи пешком в Нурлат. Каждая приносила по полмешка семян. Вот и посчитайте сколько раз надо сходить, чтобы все поля в колхозе засеять.

Первоклассники 1940 года. Николай Андреевич в первом ряду слева

К весне 42-го года уже стала ощущаться нехватка продуктов питания. Фактически начинался голод. К тому же зима с 41 на 42 год была очень морозной, и картошка в погребах у многих помёрзла. Я всю войну чувствовал себя полуголодным. Летом ещё можно было как-то прожить. Собирали на лугах траву, липовые листья. В овраге за колхозной конюшней мы находили серую маслянистую глину и лизали её. Весной мать пекла из перезимовавшей в земле картошки лепёшки, было вкусно. А если ещё и муки чуть-чуть добавить – ещё вкусней. Крапива же с огорода поедалась вся. В колхозе иногда давали муку по едокам. Мама если варила какой суп, (шулюмку) так только пригоршню муки туда сыпала.

Многое сдавали для фронта. Продукты, шерсть, шкуры (из живности у нас была корова, овцы, куры). По домам собирали для бойцов Красной Армии варежки, носки, кисеты, носовые платки, полотенца. Варя, наша старшая сестра, тоже вязала варежки.

В школе учителя проводили политинформации по разъяснению событий на фронте. В конце войны старший брат Степан пошёл работать в школу и в семье появились деньги.

Много людей не вернулось с фронта. По одной только нашей улице – пальцев не хватит пересчитать.

Жизнь с окончанием войны потихоньку стала налаживаться. Но и после войны еще настоятельно пропагандировали вместо зарплаты оформлять займы на восстановление страны. Голода не было, а с товарами было туго. Но, если человек к чему-то стремится, о чем-то мечтает, он все может преодолеть. И мы преодолели все.

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев