Аксубаево
  • Рус Тат
  • Девять медалей за войну заслужил Зубов Михаил Федорович

    Ветеран был демобилизован только в 1948 году.

    После 10 класса Шешминской средней школы Михаил Федорович был сразу призван в ряды Советской Армии и зачислен в авиационный полк дальней авиации бомбардировщиков, который располагался в лесу возле Новой деревни г. Чистополь. В августе 1943 года молодежь 25 года рождения пешком направили через Аксубаево–Мамыково в Нурлат, где они 2 недели ждали отправки на фронт. Позднее отправили поездом через Ульяновск, Рузаевку в Кудебаки в Запасной полк, где пробыли около 3-х месяцев. Затем меня отправили в особый автобатальон в г. Калинин, где я закончил курсы шоферов, а оттуда направили 3-ю миномётную, в последствии гвардейскую дивизию Калининского фронта. Михаил Зубов работал в начале шофером бензовоза по обеспечению тыла фронта бензином.

    Далее воспоминания Михаила Федоровича:

    "От Калинина через Ржев с боями продвигались через Лугу в сторону Ленинграда, затем перешли в распоряжении 1-го Прибалтийского фронта, командовал маршал Баграмян. Так я прослужил до марта 1945 года, когда меня взяли, как хорошего шофёра в отдел контрразведки армии, предварительно проверив на родине через военкомат благонадёжность всей нашей родни. С боями мы дошли до Восточной Пруссии, до Кёнигсберга. Я тогда работал на легковой автомашине «Виллис» оперативным шофёром в распоряжении генерал-майора Анохина Василия Ильича. 26 апреля 1945 года для меня война с Германией была закончена. Из-под Калининграда на ст. Лиепая мы погрузились и поехали на Дальний Восток. День Победы я встретил в поезде где-то за Челябинском. Ехали до г. Ворошилов- Уссурийский целый месяц, и я поступил в распоряжение отдела контрразведки 25 армии, кажется Приморского фронта, командующий был маршал Мерецков, которого я много раз видел очень близко, приходилось и сопровождать. В это время я уже возил полковника отдела контрразведки Бодягина Семёна Никитича. Тут меня и застала война с Японией, в передовых частях проехали через нашу станицу Михайловку, на корейские города Дуннин, Мудуадзян, не дошли 40 км. до Харбина, повернули на юг, на Мукден, реку Янцзы, перевалили Малые и Большие Хинганы, порт Сесин и вышли в г. Пхеньян, раньше при японцах он назывался Хейдзио.

    Там я прослужил до июня 1948 года. Был свидетелем заседаний Дальневосточной комиссии, которая раньше заседала в г. Пхеньяне, а затем в Сеуле, где была установлена демаркационная линия по 37 параллели разделившая Корею на Северную, где были советские войска и южную, где были американцы.

    От советской стороны комиссию возглавлял генерал-полковник Штыков, а с американской генерал Кларк, их я близко видел и был с машиной по обслуживанию комиссии. За эти два с лишним года, работая оперативным шофером в звании старшины, участвовал во многих опасных операциях по борьбе с террористами, в октябре 1947 года мою машину террористы взорвали блуждающей миной. Я получил ранение в спину, как говорили врачи, вытащили 7 осколков, но ранение было лёгким, спасла спинка сиденья и через 2 недели я был снова в строю. В феврале 1948 мне нужно было демобилизоваться, полковник Бодягин, направил меня в школу контрразведки на учёбу, я категорически отказался, за что был разжалован в рядовые и оставлен на работе в контрразведке ещё на 6 месяцев и демобилизован был 23 августа 1948 года из Владивостока.

    За участие в Великой Отечественной войне я награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией, «За Победу над Японией» и всеми юбилейными медалями. Всего 9 медалей".

     

    Фото: из семейного альбома.

      Больше интересного в ленте Яндекс.Новости -

      добавьте «Сельскую новь» в избранные источники.

     

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: