Аксубаево

Аксубаевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Героями не рождаются - ими становятся

Я жду его до сих пор

Сергей Леонтьев трижды прошел Чечню, три раза заключал контракт на СВО

У Сереги в друзьях было полрайона, еще полрайона знало его заочно за простоту, добродушие и готовность прийти на помощь в любую минуту.

Его знали и в соседних районах, а в студенческие годы и полстолицы. Позитивный, по-доброму озорной, открытый, приветливый и простодушный.

Сергей родился в интеллигентной семье. Мама – Наталья Сергеевна, заслуженный работник культуры Татарстана, работала директором Савгачевского Дома культуры. Отец – Геннадий Павлович, был директором Савгачевской школы. Несмотря на то, что Сергей был единственным сыном и внуком, его воспитывали по всей строгости, особый спрос был и за учебу, и за общественную деятельность.

– У нас в доме всегда была ватага ребят, одноклассники, друзья. Не скрою, Сергей был заводилой, вокруг него всегда были люди, и в школьные годы, и в институте. Все его друзья настолько родные для меня, что я иногда думаю: не училась ли я с ними? – найдя в себе силы улыбаться, вспоминает о Сергее мама.

Напоминанием о школьных годах, юношестве и взрослении остались семейные альбомы. Но Наталья Сергеевна, кажется, может вспомнить каждый день из жизни сына, до мелочей, и серьезные, и курьезные случаи.

Отец хотел видеть Сергея педагогом, но хоть он и учился неплохо, но больше тянулся к культуре. Чуть стал постарше, стал пропадать в клубе с мамой, играл в спектаклях, самоучкой научился играть на гитаре и клавишных. А когда пришла пора определиться с выбором профессии, то в легкую поступил в Казанский институт культуры.

При каждой возможности родители навещали сына, интересовались успехами, отвозили деревенские гостинца ему и однокурсникам – в 90-ые выжить в городе было непросто.

– Как-то Сергей приехал домой неожиданно. То было периодом безденежья, я его спросила, и даже пожурила, ведь приезжал же неделей раньше, он отшутился в ответ, что соскучился. В тот приезд он был особо сговорчив, что не предложу – все забирает, и соленья, и варенья, хотя, бывало, и отказывался раньше. Правда вскрылась неожиданно. После его отъезда в гости пришла его подруга детства – Лиля, мы попили с ней чаю, она заторопилась по делам, ну и я следом. Встретились мы в сельсовете, там она рассказывала, что Сергей уехал в армию, а ее даже на проводы не пригласил, – продолжает Наталья Сергеевна.

Оторопевшая от такой новости мать, бросилась домой, наспех собравшись, вышла на попутку, в Казани она пыталась найти объяснение поведению сына – сходила и в деканат, и в военкомат, и в милицию. Сын ушел с третьего курса института в армию добровольно, ни в учебе, ни с законом у него проблем не было. Однокурсники тоже были в недоумении: он же всех на день рождения пригласил! Кто-то опомнился: он же у тебя в июле, но находчивый Серега сообразил: так не отмечали же! И только прощаясь после застолья, самых близких друзей попросил прийти проводить утром в военкомат.

Уже по возвращении домой под подушкой сына Наталья Сергеевна нашла повестку. Он не хотел тревожить сердце родителей, но уж если что-то задумал, то всегда доводил до конца.

Сергей служил в Томске, окончил школу сержантов. В мае 1996 года с общей оценкой «отлично» в звании сержанта был переведен в воинскую часть города Кемерово оператором ТСО. Из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации демобилизовался в ноябре 1997 года, а в декабре восстановился в Академии культуры.

В 1998 году он получил диплом педагога-организатора. И даже поработал по специальности в лицее Лаишевского района. Но душа просилась на малую родину.

У Сергея была сотня умений – также как виртуозно играл на музыкальных, он умело орудовал и рабочими инструментами. И всегда говорил: «Я же Сергей, во мне все от деда Сергея».

В нем, действительно, многое было от деда, которым он гордился и даже восхищался. Еще бы, ведь дед по материнской линии прошел Финскую, а затем и Великую Отечественную войны. Воевал и дед по отцу. И Сергей всегда мечтал носить форму. В сентябре 1999 года он поступил на службу в районный отдел внутренних дел, на должность участкового уполномоченного.

Коллектив отдела МВД, ветераны милиции помнят его сотрудником исполнительным и душой болеющим за свое дело. Старший лейтенант Сергей Леонтьев внес свою лепту в обеспечение правопорядка в районе, активно участвовал в общественной жизни коллектива.

Но в душе он оставался артистом, свой творческий потенциал демонстрировал во время культурных массовых мероприятий, на районной сцене.

В период службы в отделе внутренних дел, Сергей Леонтьев три раза побывал в командировке в Чеченской республике. За пять лет службы в системе МВД он удостоился нагрудных знаков «За службу России», «За верность долгу», «За отличие в службе», двух нагрудных знаков «Участнику боевых действий», двух нагрудных знаков «За службу на Северном Кавказе», юбилейной медали «15 лет вывода советских войск из Афганистана». – Он был из тех парней, с кем можно было смело иди в разведку, и от души посидеть за любым праздничным столом, – говорит начальник отдела МВД России по Аксубаевскому району Ильгиз Алмакаев.

– Он был патриотом по натуре и по сути. Несмотря на трудности, никогда не жаловался на жизнь, всегда своим оптимизмом подбадривал остальных, всегда приглашал всех в гости.

С апреля 2018 года Сергей Леонтьев работал слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования. Он очень ценил боевое братство ветеранов-воинов. Был инициатором возведения стелы, посвященной воинам боевых действий в родном Савгачеве. В июле 2021 в рамках Дня ветеранов боевых действий состоялось открытие этого монумента. Как рад был он, когда ветераны общественной организации «Служу Отечеству» и школьники, сельчане собрались на открытие этого мемориала. На свои средства он закупил флаги для штаба ветеранов и бывал здесь каждый свой отпуск. Сергей не любил высокопарных слов, но внутри него всегда жило то, что от деда.

В сентябре 2022 года он добровольцем ушел на СВО. Родителям сказал, что на три месяца, только поддержать челябинских ребят, с которыми нес службу в Чечне. Но после трех месяцев подписал еще один контракт на полгода, а потом еще один. Он служил в 90-ой танковой дивизии, 6-ого танкового полка отряда «Шторм».

Когда он уезжал из дома последний раз в августе 2023 года, то попросил маму благословить его, хотя до этого противился этому. Уже после отъезда Наталья Сергеевна обнаружила, что сын забыл иконки, которые оберегали его в Чечне и на первые два контракта на СВО. Сердце матери встревожилось не на шутку.

А еще были сны, в которых Сергей встречался с трагически погибшим сыном и внуком – Святославом. Она гнала их прочь, молилась о здравии воина-сына и о упокоении внука.

В памяти всплывало, как Сергей весь отпуск все чаще вставал на кухне, опершись на тумбочку, пил кофе из любимой стеклянной чашки, и говорил, говорил, говорил: о саде, который посадили они вместе на участке у мастерской, о планах – Сергей мечтал поставить на поток начатое производство окон и автосервис. В последний раз он говорил с мамой обо всем, и не мог наговориться.

В последнюю поездку его провожали десятки друзей, односельчан, родных. Перед отъездом, видимо предчувствуя вечную разлуку, он подарил что-то каждому на память. Это выяснилось в разговорах уже после его гибели. Даже футболку, в которой собирался в путь, снял с себя и отдал односельчанину.

Сергей звонил по возможности родителям, друзьям, знакомым. Так сложилось, что после поступления на службу в МВД, он хотел получить юридическое образование. И один год мне довелось проучиться вместе с ним на юрфаке. За этот год мы сдружились.

– Ну, как ты там, сестренка?, – всегда начинал разговор Серега. Довелось несколько раз по видеозвонку общаться и с его сослуживцами, и с командирами. Бойцы всегда были на позитиве. Никогда не унывал и Серега, шутил, что «шоколада и сгущенки» он не ел столько даже дома. А когда показывал освобожденные территории и «скошенную» «Хаймарсами» лесополосу, смеялся, что на зиму дрова уже готовы.

Когда в коротких разговорах Наталья Сергеевна спрашивала у сына, как дела и чем он занят, тот отвечал: «Все хорошо! Отдыхаем!». Тогда сердце матери ненадолго оттаивало, она шутила в ответ: «Может и нам с отцом приехать к тебе, отдохнуть?».

Когда Сергей прислал с фронта фото награждения за очередную боевую операцию – на нем все с гордостью показывали свою награду, но только не Сергей. Когда я просила рассказать для газетной статьи о боевом пути и награде, отшутился: да, не о чем писать, всех награждали и меня наградили.

Для одних он был Серегой, для других – «Химиком». Этот позывной закрепился за ним еще с чеченской войны. А там, на СВО молодежь звала его дядей Сережей. Для них он был и другом, и отцом. За них он переживал, их поддерживал, их прикрывал, как своих сыновей.

Когда "Химик" не выходил на связь, среди друзей и родных начинался переполох, созвоны с родителями. Все любыми путями старались поддержать их, не выдавая своей тревоги. Но когда 24 марта 2024 года стало известно о его гибели, родителям не говорили до последнего, ждали, надеялись, верили.

Мучительно тянулись дни, Сергей погиб при выполнении боевой задачи под Авдеевкой, где шли ожесточенные бои, больше месяца однополчане не могли вынести погибших с поля боя. Боец с позывным "Малой", которому он стал как отец, подтвердил гибель товарища и прожил эти горестные дни вместе с родителями Сергея, выходя на связь по телефону. Он вынес «дядю Сережу» с поля боя сам.

Проводить героя – Сергея Геннадьевича Леонтьева, в последний путь пришло не только все село, слетелись со всех концов России его друзья. Когда первый ряд траурной процессии был у сельского кладбища, другие лишь отходили от мемориала Воинской славы, где проходил траурный митинг. Казалось, людской поток и поток машин – бесконечны.

Спустя месяц после похорон приехали навестить родителей однокурсники Сергея в полном составе, как и прежде. Им было непривычно и горько говорить о нем в прошедшем времени. Собрались они все вместе и на поминки. Серега снова их собрал.

Каким он парнем был? – поинтересовалась у однокурсников. – Настоящим человеком, надежным другом, братом. У него было поразительное умение найти повод собрать всех вместе, из ничего накрыть стол, поддержать – если нужно, прикрыть – если требуется. А еще – прийти на помощь и снять последнюю рубаху, – поделились однокурсники. Друзья признались, когда Сергей уезжал в последний раз, он каждого просил, если что случиться – не бросать родителей. Наталья Сергеевна с благодарностью говорит, что они исполняют его наказ: ребята приходят на помощь, навещают, помогают. Не оставляют Леонтьевых без помощи и внимания и коллеги – сотрудники газовой службы.

– Вначале внутри была вера, что Сергей вернется, потом – ожидание, вдруг ошиблись, потом пустота, что уже некого ждать, – говорит Наталья Сергеевна. – Мы держимся. Слава Богу, что сына предали родной земле, что он не остался на чужбине. Но выглядывая вечерами в окно, вижу свет в его мастерской и невольно думаю, что вот сейчас он придет и мы будем ужинать вместе и говорить, говорить. Разумом все понимаю и принимаю, но сердцем и душой жду его до сих пор.

Фото из семейного архива

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

7

0

11

1

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев